Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Нехорошо быть человеку одному  

 

Быт 2, 18-24; Пс 128(127), 1-2.3.4-5.6 (Пр.: 5); Евр 2, 9-11; Мк 10, 2-16

 

         Провокационным импульсом для наших сегодняшних размышлений пусть послужат слова радикальной американской феминистки Энни МакГрю Беннет (Anny McGrew Bennet): «Вторая и третья глава Книги Бытия содержат описание случаев, где личность женщины выступает как символ цивилизации и мудрости. В переводах мы, как правило, читаем, что женщина была сотворена как «помощница» мужчине. Однако соответствующий еврейский термин в Священном Писании применяется исключительно для описания Божьей помощи и помощи свыше, но ни в коем случае не для описания помощи «снизу». Даже стих, в котором говорится, что мужчина оставит своих родителей и будет жить со своей женой, говорит о матриархате. Кроме того, библейская история делает женщину символом премудрости и цивилизации. Не мужчина, а женщина интересуется настоящей премудростью, познанием добра и зла.» Сэмьюэл Тэррин (Samuel Terrien) пишет: «Согласно Библейской истории, только у женщины есть способность к умственному восприятию и эстетической оценке. Она - подлинное человеческое существо. Мужчина же – существо грубое («и он ел»). Женщина имеет печальный опыт эксплуатируемой служанки, избиваемой супруги, жертвы физического насилия, ее тело зачастую становилось предметом купли-продажи. Порнография –извращенная мужская фантазия, в которой он сексуально унижает женщину - уже не ограничивается соответствующими публикациями, а касается почти всех изделий, начиная с автомобилей и заканчивая одеждой. Она играет ведущую роль в романах и спектаклях, в кино и моде».

         Вышеуказанный текст весьма спорный, однако, он поднимает немало вопросов и побуждает нас к серьезным размышлениям.

 

Бог сотворил женщину

 

         Прежде всего, следует избавиться от предрассудка, якобы библейский текст имеет феминистическую или маскулинистическую направленность. Только избавившись от этой ложной альтернативы, мы сможем правильно понять библейскую весть. В первых одиннадцати главах Книги Бытия священнописатель излагает свою концепцию отношений между мужчиной и женщиной, пользуясь «религиозной речью». Говоря о «религиозной речи», мы хотим подчеркнуть, что речь в Книге идет не о хронике или истории в современном смысле этого слова, а об истории спасения.  Все, сказанное об Адаме, относится ко всему человечеству, также и все, сказанное о женщине, касается всех людей. Заметим, что слово «Адам» означает «человек», поэтому, когда Бог говорит: «нехорошо человеку быть одному», Он хочет прийти на помощь одиночеству человека, как мужчины, так и женщины. Впоследствии Божие вмешательство описывается на примере сотворения женщины. Однако сотворение нельзя толковать как летописную хронику, где сотворение мужчины указано в хронологическом порядке на первом месте, а сотворение женщины – на втором. Данная пара в Книге Бытия представляет собой все человечество.

           Бог сотворил женщину «помощницей» мужчине, чтобы избавить его от одиночества, следовательно, Он сотворил ее «союзницей», дабы мужчина мог избежать смертельной опасности одиночества. Ведь жизнь человека полноценна только тогда, когда человек может ею поделиться с кем-нибудь: одиночество порождает смерть. Бог хочет дать человеку полноценную жизнь, поэтому дарует ему «союзника», на еврейском языке - «kenegdo», т. е. союзника того же уровня или личность того же самого «рода». Поскольку животные и неодушевленные объекты имеют другую «природу», они не могут быть достойными союзниками человека. Женщина, напротив, создана из той же «материи», что и человек-мужчина. В этом – подлинный смысл символического повествования о сотворении женщины из «части» (дословно «из ребра») человека. После того человек воскликнул: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Ибо все создания сотворены из земли, и только женщина сотворена из мужчины, погруженного в глубокий сон-бессилие (символ его неспособности довериться союзнику и проникнуть в тайну, окутывающую Божье дело творения).

           Союзник мужчины является Божьим даром. Являться тем же самим телом и теми же самыми  костями, значит глубокую сопричастность – одинаковую природу мужчины и женщины. Поэтому «оставит человек отца своего и мать свою», что означает преодоление семейных отношений, где человек зависит от своих родителей, начиная со дня рождения, «и прилепится к жене своей». Таким образом, он переходит из сыновних отношений к супружеским отношениям, выраженным богатством значений глагола «прилепиться», означающего глубокое единение людей. Ибо «быть одной плотью» означает не только плотское соединение супружеской пары, но и супружеское единение во всей полноте, т. е. взаимные обязательства верности и любви, связывающие супругов настолько, что они становятся практически «единым существом».

 

Величие человека

 

         Продолжим размышления о человеке. Второе чтение дает нам материал для размышления об Иисусе как об идеальном и совершенном Человеке, который «не много был унижен пред Ангелами» и «увенчан славою и честью» (срав. Евр 2, 9). О Человеке, освящающем всех людей, Своих братьев: «Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями». Одиночество, эта поистине смертельная опасность, преодолеваемая не только возможностью созидать межличностные отношения (см. первое чтение), но и, прежде всего,  освящающим «братством», которое Иисус установил между нами. Иисус пришел, чтобы стать  соучастником нашей человеческой семьи, «вождем, Который ведет нас к спасению».

 

Иисус и творение

 

         Фарисеи требовали, чтобы Иисус высказал Свое мнение о законе Моисея: «позволительно ли разводится мужу с женою?» Иисус отвечает двумя фразами: вначале Он разъясняет, что этот закон люди получили из-за «жестокосердия», а затем обращает внимание на замысел Бога-Создателя о единстве человеческой пары. Закон, данный Моисеем, пошел навстречу человеческим слабостям и хрупкости. Он был в своем роде взаимной уступкой между Божьим замыслом – Божьей волей – и грешным невежеством человека. Многие законы, в том числе религиозные, принимались ради того, чтобы воспрепятствовать более великому соблазну, чтобы ограничить стремящуюся ко злу человеческую волю, чтобы сохранить хотя бы тот минимум, без которого человечество погибло бы. Однако закон не всегда выражает идеальное состояние, ни по какому «закону» мы не можем подробно узнать Божию волю. В наши дни Церковь также позволяет супругам «разлучиться» при наличии уважительной причины. (Примечание переводчика: Кодекс Канонического Права: Кан. 1141 - Одобренный и завершённый брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти.) Но этот закон не дает нам понятия о том, каким должен быть идеал христианской супружеской пары.

         Иисус ссылается на великолепный замысел Бога-Творца: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10, 6-9). Иисус помогает нам познать требования «творения», ибо Он являет нам Бога гораздо лучше, нежели любые философские размышления о «природе человека».

         Так есть ли противоречие между Законом и Иисусом? Нет, Иисус пришел не для того, чтобы отменить Закон или заменить его другим. Он пришел, чтобы «привести его к исполнению», иными словами, чтобы на Своем личном примере показать абсолютный идеал, которого желает Бог. Всякий закон является только «историческим» толкованием усилий, необходимых, чтобы поступать как Иисус. Закон Моисея также соответствует замыслу Иисуса, несмотря на все несовершенство и уступки. Это же касается и отдельных церковных законов. Иначе говоря, законы служат для определения границ, которые нам нельзя перешагивать, чтобы не удалиться от Иисуса. Однако наша нравственная жизнь не должна удовлетворяться соблюдением законов – нам следует стремиться непосредственно к идеалу, каковым является поведение Иисуса. Иисус требует от супругов  гораздо большего. Иисус призывает, чтобы муж и жена не поддавались различиям характера, взаимному отчуждению и прочим житейским трудностям. Он, прекрасно знающий, что такое «отчуждение», так как сам пережил его, обещает нам, что «с Богом все возможно».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More