Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Вера и несправедливость

 

Авв 1, 2-3; 2, 2-4; Пс 95(94), 1-2.6-7a.7b-9 (Пр.: ср. 7b-8a); 2 Тим 1, 6-8.13-14; Лк 17, 5-10

 

         Нашему времени не чужды вопросы, которыми задавался пророк Аввакум, живший в один из тяжелейших периодов в истории Божьего народа (конец седьмого века до Р.Х.): «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв 1, 2-3). Мы видим похищения и насилие, конфликты и споры, кровавую борьбу за власть и коммерческие махинации, безработицу и миллионы умирающих от голода, вызывающую роскошь и унизительную нищету, гонки вооружений и легализированное мошенничество, убийства невинных, геноцид... Ужасное зло, которым сопровождается история человечества, могло бы быть еще большим, если бы мы продолжили перечислять его, описывая реальность смутного времени и торжество терроризма. Кажется, что Бог равнодушно и бездеятельно взирает на мерзости, ежедневно совершаемые человечестом. Кажется, будто вера утратила свою силу и способность изменить мир. Верующий человек, тщательно следящий за событиями в мире, поддается искушению разочароваться в мире и ждать апокалиптической очищающей катастрофы. Каково подлинное христианское отношение к трагической реальности жизни?

 

Праведный своею верою жив будет

 

        Видение пророка Аввакума содержит указание на освобождающее вмешательство Бога, в котором побеждает Его справедливость. Когда Он придет? Мы хотели бы точно знать день и время «Божьего вмешательства». Но Господь отвечает: «ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце, и оно не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв 2, 3). Слова «время», «конец» означают момент Божественного вмешательства, но этот момент остается для нас неизвестным, ибо у Бога свой «календарь», который мы не в состоянии узнать. Время Господне – не наше время. Кажется, будто Бог откладывает время Своего пришествия, будто пророк намеренно обманывает нас. Однако, пророк подобен псалмопевцу, так говорящему в Псалме 115: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь» (Пс 115, 1-2).  Но Бог не обманывает и не подводит – Он всегда верен Своему Слову. Мы должны научиться ожидать Его терпеливо и с доверием и не терять терпение ради мгновенного «результата». Вера терпелива, она умеет ждать, она все время исполнена надежды. Только тот, кто  действительно полагается на Бога, умеет смотреть на все Божьими глазами и быть по-настоящему терпеливым. Терпение веры - это не пассивное смирение, не беспомощный фатализм, а активная и полная доверия бдительность.

            Нам может показаться, что терпение веры ведет к потере драгоценного времени, крадет у нас возможность жить полноценной жизнью. Но пророк повторяет: «Праведный своею верою жив будет». Только вера дает нам возможность жить настоящей и полноценной жизнью. Теми, кто полагается только на себя и на человеческие средства, владеет нетерпение: такой человек думает, что живет - но на самом деле он только страдает от непрестанной тревоги.

 

Свидетельствовать

 

          Отрывок из Второго послания св. ап. Павла к Тимофею, который мы слышим во втором чтении, поможет нам лучше понять, что такое терпение веры. Ее источник – прежде всего, «залог Духа Святого, живущего в нас». Вера зависит не от характера, не от душевной силы, а от действия Духа Святого в нас. А Дух является не духом боязливости, малодушной и трусливой покорности,  а духом силы, любви и благоразумия. С таким Духом Христа мы имеем мужество «жить», даже будучи в оковах, в жестоком и развращенном мире, признающем только власть силы. Вера даёт нам силу, имеющую не человеческую, а Божественную природу, силу сражаться и терпеть, «подкрепляясь силой Бога». Дух разжигает в нас «веру и любовь, которые есть в Иисусе Христе», т. е. дает нам возможность жить так, как Иисус.

         Хотя верующий христианин видит несправедливость, угнетение и страдания, он стремится жить так, как жил Иисус - с помощью Его Духа. Только тогда, когда христиане научатся всегда поступать так, как Иисус, они смогут стать примером для общества, не основанного на конкуренции между «сильными», которые эксплуатируют «слабых», на угнетении «меньших» «большими», на жестокости и власти жестокосердных над кроткими. Доверие и любовь Иисуса Христа к Небесному Отцу, дают христианам силу построить совершенно иное общество, основанное на иной силе. Сила Христа может показаться слабостью, отказом от борьбы и даже тягой к смерти. Но в реальности она является силой любви Самого Бога, дарующего нам жизнь и несущего спасение. Поэтому мы не должны стыдиться давать своей жизнью «свидетельство о нашем Господе» - не в борьбе против мира и общества их же оружием, а живя согласно примеру Иисуса и апостолов. Именно так Господь призывает нас жить сообразно собственному примеру, и если мы примем Его предложение и воплотим его в действительность, оно преобразит всю нашу жизнь и поможет открыть в ней новые перспективы.

 

Если бы вы имели веру...

 

         Апостолы просят Иисуса: «Умножь в нас веру.» Этой просьбой они выражают осознание своей слабой веры и желание возрастать в ней. Также в ней содержится желание, чтобы Бог зажег в них искорку живой веры Своим чудесным вмешательством. Иными словами, кажется, что эта просьба апостолов продиктована жаждой наглядно удостовериться в конкретном действии веры. Поэтому в ней можно видеть отражение проблем отношения первохристианской общины к миру, где Церковь как будто «не оставляла следов». Поэтому люди задавались вопросом: действительно ли вера способна изменить мир?

         Ответ Иисуса носит чисто полемический характер. Дело не в количестве веры: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: "исторгнись и пересадись в море", то она послушалась бы вас». Если человек имеет подлинную веру, он способен творить даже чудеса. То, что кажется невозможным – например, вырвать смоковницу с корнями и пересадить ее в море – становится возможным силой веры. По сравнению с грубой и жестокой «силой» мира, вера кажется нам горчичным зернышком. Но также из  этого мнимого бессилия может возникнуть сила, способная изменить мир.

         Следующая притча обращена к апостолам с призывом к смирению: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать». Бог не тиран, который желает подчинить нас, но с другой стороны Он не должен подчиняться требованиям человека: Его действия и воздаяния абсолютно бескорыстны и свободны. Это значит, что, даже если человек сделал все, что должен был сделать, он не должен предъявлять Господу требования и ставить условия, как будто у него с Богом заключен какой-то «коммерческий договор»: я дал Тебе, а Ты теперь дай мне!

         Вера должна содержать готовность предоставить Богу неограниченное пространство для Его свободного действия. Мы сделаем все, что должны, но это ни коим образом не должно обусловливать Божьи действия. Вера - это уверенность в том, что у Бога есть способы, время и сила вмешаться, но мы не обязаны их знать. Такова вера, побеждающая мир!

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More