Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

27-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Мораль Завета

Ис 5, 1-7; Пс 80(79), 9 и 12. 13-14. 15-16. 19-20 (Пр.: ср. Ис 5, 7a); Флп 4, 6-9;

Мф 21, 33-43

          Основной пастырской задачей является нравственное формирование христианской совести. Чтения сегодняшнего воскресенья предлагают нам некоторые интересные предложения касательно того, как мы должны воспринимать христианскую мораль. Если мы читаем их в контексте завета любви между Богом и Его народом, то увидим, что мораль следует понимать прежде всего как диалог между Богом и человеком, диалог между личностями. Перед христианином стоит не абстрактный, безличный закон, но Личность, которая любит нас, вступает в отношения с нами, действует. Кроме того, мораль должна быть включена в рамки истории спасения. Первое чтение и Евангелие обращают наше внимание на историю отношений между Богом и Его народом.

          То, что Бог сделал для Своего виноградника в прошлом, Он делает и сегодня для Своей Церкви, построенный на Камне, Которым является Христос. Его любовь к «винограднику» бесконечна и безусловна, но также непроста и требовательна. Это любовь, требующая ответа, обязывающая и приносящая конкретные плоды. Сегодня пророк говорит нам: «рассудите», т.е. сделайте правильный выбор и примите решение. Непохожи ли наши плоды на незрелый, кислый виноград? Не являемся ли мы виноградарями, не приносящими плодов и отвергающими приглашение от Хозяина виноградника? Вполне естественно, что во втором литургическом чтении мы слышим отрывок из Послания к Филиппийцам, направленный не на действие, а на молитву. Христианская мораль рождается и питается посредством молитвы.

 

Виноградник Господень

 

           Наш отрывок включает в себя стихи 1-5 из Книги пророка Исаии, содержащие набор пророчеств об Иудее и Самарии, относящийся к первому периоду публичной деятельности Пророка. Вполне вероятно, что Исаия высказал это пророчество во время праздника – возможно, Праздника Кущей -  перед огромной толпой. В указанных стихах он прославляет верность Бога и  Его любовь к Своему народу, нередко отвечающему нелояльностью и неблагодарностью.

          Отрывок Ис 5, 1-7 является типичным примером аллегории с несколькими символическими чертами. Сам пророк объясняет, что Хозяин и виноградник являются образами Бога и Израиля (срав. ст.7: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев»). Виноград – это символ справедливости (срав. ст.2:  «и ожидал, что он принесет добрые грозды»  и ст.7: «и ждал Он правосудия»). «Дикие ягоды» (ст. 2) являются символом угнетения и кровопролития (ст. 7).

          Все пророчество составлено в форме «судебного процесса» между Богом и Его народом: пророк - истец, Израиль - обвиняемый и свидетель, а Бог является одновременно невинно обвиняемым и Судьей, выносящим приговор и назначающим виновнику наказание. Бог возобновляет процесс со своим народом: Он демонстрирует Свою невиновность и посредством пророка - судьи становится истцом. Между Богом и Его народом существует договор, завет, на основании которого идет разбирательство, кто виновен, а кто нет. Это весьма эффективный способ, используемый пророками, чтобы побудить людей к осознанию своих грехов и показать верность Бога завету.

          Виноградник - это «любимое насаждение Его» (ст. 7), предмет особой Божьей любви. Но народ Израиля не понимает и не разделяет любовь своего Бога, поэтому нередко оказывается неверным. Неразделенная любовь приводит пророка к тому, что он решается высказать этот призыв: «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (ст. 3). Исайя не ограничивается абстрактной богословской лекцией, а призывает, провоцирует, настаивает, приглашает, чтобы народ наконец принял решение действовать.

           На основании этой притчи мы можем научиться испытывать нашу совесть: давайте, прежде всего, подумаем обо всем, что Бог сделал и продолжает делать для нас, чтобы на основании этого увидеть нашу собственную неверность. Только тот, кто знает Божье «действование» («Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило» (Ис 5, 2)), может понять, как мало делаем мы. Одновременно он понимает, что человеческим усилиям предшествует и помогает Божье «действование». Дело в том, что Бог стоит в начале и в конце каждого нашего хорошего поступка.

          В Послании к Филиппийцам (Флп 4, 6-9) апостол Павел говорит как человек, познавший суровость жизни, испытавший немало трудностей, рисковавший жизнью, пострадавший телом и духом и в настоящее время заточенный в тюрьму. Поэтому его призыв к радости не является плодом поверхностного оптимизма. Павел серьезно относится к жизненным тяготам, поэтому он видит в молитве средство против любой тревоги: «но всегда ... открывайте свои желания пред Богом» (срав. ст.6). Молиться значит устремлять взгляд не на наши трудности, тревоги и страдания, а на Бога. Молитва является выражением доверия и радостной преданности Богу, и ее можно выразить как «прошение, благодарение, и наши желания, выраженные пред Богом» (срав. ст.6).

           Павел ободряет нас, чтобы мы из всего, предлагаемого миром, брали только действительно правильные вещи, откуда бы они не пришли («что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (ст.8)), т.е. все, что является частью апостольского предания, поскольку совпадает с тем, «чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (ст. 9). Мораль, содержащаяся в апостольской традиции, не отделяет людей от мира, а наоборот, раскрывает все доброе, что мир может предложить. На самом деле, в каждом человеке действует Божья  благодать, способная приносить хорошие плоды добра.

          Молиться - значит осознавать таинственную деятельность Божьей благодати. Если мы принимаем эту благодать и руководствуемся ею в нашем нравственном поведении, то Дух Божий будет вдохновлять и вести нас. Если мы откроем наши сердца Божьей благодати, то молитва, вдохновляемая этой благодатью, поможет нам прийти к правильному нравственному поведению.

 

Ответственность за приносимые плоды

 

           В начале притчи евангелист Матфей ссылается на Ис 5,1-7, но главным героем у него является не виноградник, а виноградари. Во «время плодов» виноградари должны были отдать собранный урожай хозяину. Но вместо этого слуги отказываются отдать плоды и не гнушаются даже убийством. Ситуация достигает кульминации, когда виноградари убивают даже сына своего хозяина. Поэтому хозяин арендует виноградник другим виноградарям, которые «будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст.41): т.е. «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (ст.43). Для Евангелия от Матфея характерно преобладание темы принесения плодов. Виноградари представляют собой Избранный народ - Израиль. Но недостаточно только быть избранным народом; следует также выполнять и соблюдать Божью волю, выполняя свои жизненные обязанности и поступая в соответствии с верой. Приносить плоды – это не ограничиваться словами: «Господи, Господи», а по-настоящему действенно исполнять Божью волю.

          Отвергая пророков, и, прежде всего, отвергнув Божьего Сына, «Израиль», в частности, показал свое непослушание Божьей воле. Таким образом, он ослушался Бога, отверг всех, кого Бог посылал к нему, отклонил все Божьи призывы обратиться к Иисусу и даже убил Того, Кто принес ему весть о Божьей воле. Этим «Израилем» являемся мы все. Поэтому мы не должны понимать «Израиль» как нечто, подлежащее однозначному осуждению; также не стоит оправдывать антисемитские настроения. Ибо кто из нас действительно принял Закон и Пророков?

          Виноградник отдается в аренду «другим виноградарям». Кто же эти «другие»? «Другие» - это не «язычники» как противоположность «евреев». Матфей не подразумевает, что Божье Царство будет отнято от евреев и дано язычникам. Виноградари здесь представляют Израиль как религиозную организацию, которой противостоит «народ» (ethnos), отличающийся от евреев не плотью и кровью, а тем, что он принимает Божью волю и приносит свои плоды. Этим новым народом, которому поручается Божье Царство, является мессианский народ - Церковь. В конце концов, истинный Израиль строится теми, кто действительно повинуются Богу и приносят свои плоды. Следовательно, в Церковь входят и евреи, и язычники.

          В ст. 43 можно найти скрытый второстепенный смысл, касающийся отношения к язычникам и их вхождения в Церковь. В этот стих Матфей вложил весь смысл притчи. Без намека на антисемитизм здесь подчеркивается, что Церковь - это народ, «смешанный» из иудеев и верующих во Христа  язычников, и что для спасения, по-видимому, не достаточно просто присоединиться к этому обществу. Мы должны последовательно выполнять Божью волю, т.е. приносить свои плоды, как учили Божьи посланники Ветхого Завета, и как в конечном счете нас научил Иисус Христос.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More