Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Быть или иметь?  

 

Прем 7, 7-11; Пс 90(89), 12-13.14-15.16-17 (Пр.: 14); Евр 4, 12-13; Мк 10, 17-30

 

     Что наиболее ценно в жизни человека? Что делает нашу жизнь более счастливой и плодотворной? Современная культура потребительского общества гласит: «Самое главное, самое важное в жизни – иметь, владеть чем-нибудь». Многие повторяют вопрос Псевдо-Соломона из Книги Премудрости: могут ли  богатство, власть, почести быть основой счастливой человеческой жизни? Могут ли «предметы» заполнить все человеческое бытие, или прежде всего следует понять их смысл? Если мы задумаемся как следует, не останавливаясь только на поверхности, мы по собственному опыту узнаем, что не хлебом единым живет человек.

         Тяжелейшая болезнь нашего общества состоит в том, что у нас отсутствуют великие идеалы, отсутствует тяга к Абсолюту, что мы ориентируемся только на земную жизнь и малозначительные краткосрочные «цели». Истинная мудрость подразумевает обретение высшего смысла нашей жизни. Потребительское общество и земное благополучие стремятся самыми различными способами отвлечь человека от важных вопросов, касающихся его предназначения. Мир одурманивает людей всяческими мелочами, доставляющими легкое, мгновенное и недолговечное удовольствие. Зачастую мы довольствуемся той малостью, которую удается извлечь из подобных вещей. Но всё это не дает жизни никакого смысла: напротив, человеком овладевает страх, одиночество, тоска, уныние, одним словом - его жизнь становится бесплодной. Нам недостает истинной мудрости, которую способен дать только Бог.

 

Дар мудрости

 

         Смысл отрывка о Премудрости прекрасно подытожен в ответном псалме: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Священнописатель в Книге Премудрости вжился в роль царя Соломона – премудрого par excellence, и просит от Бога дара мудрости, названной синонимом «страх Господень» . «Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости».  Так как мудрость – это Божий дар, мы можем ее получить только благодаря молитве. Поэтому мудрый человек всегда молится.

         Псевдо-Соломон видит, как перед его духовным взором шествуют всевозможные символы человеческого успеха и наслаждения: скипетры и престолы, удовлетворяющие политические амбиции и жажду власти; богатство, дающее чувство уверенности и благополучия; драгоценный камень, который невозможно оценить даже приблизительно, и  поэтому символизирующий высочайшую, ни с чем не сравнимую ценность; золото и серебро, на которых основывается экономическая власть. Но ничто не очаровало его сердце так, как  премудрость, которую он в результате предпочел пред всем остальным.  Имущество человека не делает  его счастливым и не приносит радости. Ни красота, ни здоровье не сравнятся с мудростью. Ибо если эти преходящие, временные блага  вдруг покинут человека, что же даст смысл его жизни? Мудрость, т. е. постижение тайны смысла жизни – вот наивысшее благо: «А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее». Мудрый человек - не аскет, отвергающий любое имущество, наслаждения, благополучие, утешение, исходящее из богатства и власти, а человек, ищущий, прежде всего, «смысл» жизни.

         Бесполезно владеть несметными богатствами, если мы не обретем смысл и цель жизни! Только мудрость дает человеку идеал, придающий смысл всему остальному.  Давайте вспомним слова Иисуса: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам!» (Мф 6, 33).

 

Слово Премудрости

 

            В известном отрывке из Послания к Евреям (4,12-13) подчеркивается  сила и действенность Божьего слова, т. е. слова Откровения. Оно «живо и действенно и острее всякого меча», превосходит обычный звук, несет не только информацию, обогащает не только разум; прежде всего, оно – деятельная сила. Приводя в пример ценность «меча» для жизни воина, Апостол высоко оценивает роль Божьего слова как «оружия», действующего в зависимости от решения человека: оно может стать смертоносным оружием для отвергающих его. Но оно же становится победоносным оружием для тех, кто его приемлет.

         Божье слово также играет роль судьи человека: «оно проникает до разделения души и духа... и судит помышления и намерения сердечные», так что «нет твари, сокровенной от Него». Слово, а точнее - сравнение с ним разоблачает наше истинное состояние и раскрывает нашу глубочайшую суть. Оно подобно неиссякаемому свету, пронизывающему и озаряющему нас: в нем мы можем достоверно увидеть, кем является по-настоящему. Наше решение - за Божие слово или против него - наглядно дает познать нашу истинную сущность, то, каковы мы на самом деле. Божье слово послужит нам во спасение, если мы примем его, или в осуждение, если мы его отвергаем. Но мы не можем сбежать от него, не заняв определенную позицию по отношению к нему. «Нейтралитет» по отношению к Слову невозможен, нам никогда не убежать от этого обоюдоострого меча, проницающего и  испытывающего наше сердце.

         Нам требуется мудрость, приходящая посредством Божия слова, «хлеба», которого мы алчем более, нежели материального хлеба. Но Божье слово требует от нас энергичной и решительной воли, открытой и готовой сотрудничать души, глубоких внутренних поисков. Божье слово не может проторить дорогу в оглушительном шуме потребительской культуры. Оно требует умения рассуждать, сосредоточенного погружения в тишину, внутренней способности слышать голос Абсолюта. В диалоге с Иисусом из сегодняшнего Евангелия ученики осознали, как трудно «богачу», т. е. человеку, надеющемуся только на свое богатство, войти в Царство Божье. Трудно устоять перед обманом и ложным очарованием материальных благ! Только Божье слово способно освободить нас, выявить обман и развеять ложные чары. Но это слово поймет только тот, кто хочет его понять. В процессе понимания Божьего слова огромную роль играет наша свобода. Бог «дает нам знамение через Свое слово», но постичь это знамение мы можем, только приняв добровольное решение познать его. Следовательно, в тайниках нашего сознания (разум – свобода) вершится наша судьба в зависимости от того, примем или отвергнем мы действенное слово свободы и спасения.

 

Сокровище премудрости

 

         Отрывок из сегодняшнего Евангелия можно разделить на три эпизода: встреча Иисуса с богатым юношей (ст. 17-22), наставление Иисуса об опасности богатства для тех, кто хочет следовать за Иисусом (ст. 23-28),  и разговор Иисуса с Петром о том, что человек, желающий последовать за Ним, должен отречься от самого себя (ст. 28-31).

         В разговоре с богатым  юношей, соблюдавшим все заповеди, Иисус замечает, что одно только соблюдение Закона никого не спасает. Необходимо выполнить еще два условия: подавать милостыню нищим и иметь сокровище на Небесах. Эти два условия равны любви к Богу и любви к ближнему. Юноша не решается принять эти условия и уходит - удаляется от Иисуса. Следовательно, соблюдения заповедей, сформулированных в отрицательной форме (не делай того или иного) Иисусу недостаточно. Он требует преданности и безграничного доверия Богу (т. е. «иметь сокровище на Небесах»), а также искренней и действенной любви к ближнему (т. е. раздавать имущество нищим, что означает делиться с нуждающимися всем, что находится в нашем распоряжении).

         Во втором эпизоде Иисус наставляет Своих учеников в связи с предыдущим разговором, говоря, что богатство является значительной преградой для Божьего Царства. Богатство, которое мы не используем ради служения ближним, становится орудием для ведения эгоистической жизни, т. е. источником несправедливости, угнетения  или высокомерия, вследствие чего человек начинает воображать, будто он в состоянии спастись самостоятельно.

         В третьем эпизоде Иисус объясняет, что ученик, пожелавший следовать за Ним, должен оставить все - дом, братьев, сестер, мать, отца, детей. Ради чего оставить? Иисус отвечает: «ради Меня и Евангелия». Подобное отречение можно оправдать только нашей привязанностью к Иисусу. Отречение, основанное на энергичном решении следовать за Иисусом как высшей ценностью, приносит «награду» как в этой жизни, так и по ее окончанию - в полной мере в вечной жизни. В христианской общине ученик Иисуса найдет «во сто крат более» всего, что оставил. Но это будет уже не личная, эгоистическая «собственность», а общее благо, которому мы будем радоваться вместе с братьями, сестрами, родителями и детьми. Благодаря этому мы обретем подлинную, глубинную радость жизни.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More