Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Внутреннее исцеление

 

4 Цар 5, 14-17; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4 (Пр.: ср. 2b); 2 Тим 2, 8-13; Лк 17, 11-19

 

         Если бы мы захотели выразить несколькими словами общий опыт человечества всех времен и народов, мы могли бы использовать выражение: «Человек - это больное существо». Человечество страдает от бесчисленного количества болезней, страдает физически и духовно; болезни поражают тело и психику как пожилых людей, так и детей, как мужчин, так и женщин, как добрых, так и злых. Потребность в исцелении и желание быть здоровым вели человека, на протяжении всей истории, к постоянным его поискам.   Уточняя определение человека, приведенное в начале, мы можем сказать: «Человек - это существо, ищущее исцеления». Но кто способен исцелить нас? С незапамятных времен человечество искало исцеления в «науке», сообразно степени развития человеческих знаний. Поэтому люди регулярно обращались к оккультным, таинственным силам посредством колдовских обрядов, суеверий и других форм магии, выражавших влечение человека к таинственной и непостижимой силе, более или менее связанной с какой-либо религией. В Священном Писании вера в Бога тоже связывается с исцелением человека: Сам Господь называет Себя Целителем Израиля (Исх 15, 26). Также Иисус говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные;  Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5, 31-32). Вера и исцеление неотделимы. Нас интересует вопрос: Каким образом человек приходит к исцелению верой, и о каком виде исцеления идет речь?

 

Исцеление Неемана

 

         Один чужеземец (арамеец), страдавший от тяжелой болезни, отправился в Израиль к пророку Елисею в поисках исцеления. «По слову человека Божия» Елисея он семь раз омылся в воде реки Иордан и исцелился. Мы не знаем точно, какой болезнью он страдал - на древнееврейском языке «проказой» называли любое кожное заболевание. Но фактом остается исцеление Неемана. «Обряд» погружения в воду и омовения в Иордане выражает послушание Божьему слову. Результат получился двойной: с одной стороны, Нееман исцелился физически, с другой - он пришел к вере, что «на всей земле нет Бога, как только у Израиля», т. е. уверовал в Бога, явившего Себя Израилю. Свершилось не только физическое исцеление, но и внутреннее, духовное - Нееман обрел спасение.

         Нееман выздоровел не из-за своей принадлежности к израильскому народу, ведь он был иностранцем, арамейцем. Отрывок говорит о чрезвычайной «открытости» по отношению к тем, кто не является израильтянином, что напоминает период после изгнания, описанный в Книге Иова. Нас исцеляет и спасает не принадлежность к определенному государству или народу, а вера в Бога Израиля. Бог не знает ограничений: каждый, верующий в Него, может исцелиться. А Нееман готов признать, что его исцеление было не случайным, что его можно приписать только Богу Израиля и никому иному, отвергая таким образом все мнения о «волшебном» исцелении. Пророк Елисей не принял дар, предлагаемый ему Нееманом, поскольку арамеец должен научиться прославлять Истинного Бога и исповедовать, что только Бог является единственным подателем исцеления.

 

Павел в заключении

 

         Второе чтение описывает духовное состояние апостола Павла, вынужденного томиться в заключении, как преступник. Здесь речь не идет о болезни, однако Павел страдает и мучается в одиночестве заключения. Его состояние напоминает состояние больного. Однако, Павел не ощущает ни гнева, ни враждебности, ни желания отомстить, не чувствует даже потребности сказать что-либо в свою защиту. Он живет верой в Иисуса Христа: «по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз». Эта вера помогает ему жить в тюрьме как на свободе. Павла не гнетет печаль и подавленность, он выносит свое страдание «ради избранных», т. е. ради христиан, и сохраняет способность любить и дарить себя другим. В этом случае речь идет не о физическом исцелении, не о физическом освобождении из тюрьмы, а об истинном и глубоком внутреннем исцелении.

         Сущностью внутреннего исцеления Павла является его близкое душевное единение с умершим и воскресшим Иисусом Христом: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем». Мы не свободны, а следовательно, и не исцелены, пока, подобно Павлу,  мы не откроем наше настоящее  "я" Иисусу.  Апостол осознал и открыл свою истинную жизнь в соединении с Иисусом Христом и знал, что смысл его жизни находится в Нем. Его исцеление не является результатом ни власти римлян, ни человеческих интриг, ни внутреннего стоического самоотречения; это – результат веры в лично переживаемую верность Бога, которую мы впускаем в нашу собственную жизнь. Находясь в тюрьме, Павел знает, что Иисус Христос, его Освободитель, находится рядом.

 

Исцеляющая вера

 

         Чтение из Евангелия напоминает отрывок из первого чтения. В нем также упоминается исцеление от проказы и тема благодарности исцеленных, среди которых один оказывается «чужим» для евреев, иноплеменником, самарянином. Основное внимание этого повествования заострено на различном поведении исцеленных: самарянин – единственный, кто прославляет Бога. К этому прославлению Бога его побуждает вера. «Вера твоя спасла тебя» - следовательно, он получил не только физическое исцеление, но и духовное спасение. Ибо «исцеление» не равно «спасению». Физически исцелились все десять прокаженных, но лишь один из них был спасен, т. е. исцелен внутренне.

         Случай, описанный в Евангелии, не содержит никаких слов Иисуса, которые могли бы совершить исцеление, он приводит только Его приказ: «пойдите, покажитесь священникам!». Согласно еврейскому закону (срав. Лев 13, 19; 14, 2), священники были уполномочены официально признать свершившееся исцеление, тем самым возвращая исцеленных в общество. И в то время, как прокаженные шли по дороге к священникам, они были очищены. Но только один из них вернулся к Иисусу и «громким голосом прославлял Бога» и благодарил Того, Кто его очистил. Можно предположить, что остальные не сочли свое исцеление делом Бога или Иисуса. Иисус спросил: «не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?».

         Уважения к законам и их соблюдения (в нашем случае - «показаться священникам») недостаточно для исцеления. Ибо никакое религиозное учреждение не имеет силы и способносты глубинно исцелить, спасти человека. Все десять прокаженных были благочестивы. Недостаточно также признать Иисуса Учителем, Который учит правильно соблюдать законы, или Чудотворцем, Который знает, какие обряды нужно провести, чтобы человек получил исцеление. Все десять прокаженных чтили Иисуса как «Учителя» и последовали Его совету. Но только один признает, что его исцелил Бог через Иисуса. Это и есть вера: вера, которая исцеляет и приносит спасение. Это вера в спасительную силу Бога, действующего в Иисусе и через Него. Это – подлинная вера в Иисуса. Верить по-христиански означает обратиться к человеку Иисусу, в Котором присутствует и действует спасение, дарованное нам Богом.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More