Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

28-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Призванные на брачный пир

Ис 25, 6-10a; Пс 23(22), 1. 2. 3. 4. 5. 6 (Пр.: ср. 6cd); Флп 4, 12-14. 19-20; Мф 22, 1-14

          Устроить пир и пригласить на него друзей - это проявление щедрости и готовности жить в единении с другими людьми. В Священном Писании в образе пира выражена Божья воля даровать  Себя людям, чтобы образовать с ними единое общество. Таким образом, в описании пира мы видим желание Бога, приобщить нас к Его дарам. Все это в полной мере осуществляется в Пресвятой Евхаристии, представляющей собой Небесный пир. Бог приглашает людей к участию в жизни Своего Сына через дар Духа Христова. Поэтому прийти на пир – это знак с нашей стороны, что мы принимаем и воплощаем Божью волю посвятить себя этому обществу.

          Но для фактического принятия приглашения недостаточно просто войти в пиршественный зал. Мы должны жаждать разговора с призывающим нас, открыть сердце для него, захотеть «наслаждаться» и оценить предлагаемые дары, быть готовыми к дружеским отношениям. В конце концов, пир является символом взаимной преданности, взаимной искренности и взаимной самоотдачи.

          Когда Бог приглашает нас на пир, Он Сам становится его центром, т.е. отправным пунктом для всех нас, всесторонне превосходящим нас и одновременно касающимся тайной стороны нашего бытия. Поэтому приглашение на пир - это призыв найти этот «отправной пункт» или «центр», добровольно принять его и позволить ему постепенно «поляризовать» нас. Считаем ли мы самих себя этим «центром» или все-таки ищем и находим «центр нашей жизни» в Иисусе Христе?

 

Трапеза для всех народов

 

          Пророк Исаия говорит нам, что Бог как могущественый и богатый царь приготовил пир для всех народов на горе Сион. Для хозяина типична щедрость: самые лучшие вина, вкусные блюда. Тем не менее, величайший дар -  Его присутствие и Его открытие Самого Себя. «Уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (ст.7). Вторым даром является истребление смерти (ст. 8) - огромный дар для нас. Третий дар - это окончание унижения избранного народа Израиля, т.е. его рассеяния среди других народов.

          В ответ на чудесные Божьи дела звучит радостное пение: «вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (ст.9). Пир является выражением полного и окончательного «спасения», праздником бесконечной жизни: всякий, кто принимает Царство Божье, сможет петь с ликованием и несказанно радоваться. Никто не исключен из спасения, которое Бог «покажет» Своему народу, собравшемуся на горе Сион как общество, сияющее для всего человечества. Здесь пророк указывает, что гора Сион является географическим и богословским центром Вселенной, откуда распространяется  ниспосылаемое Божье спасение.

          В поэтическо-богословском образе пророка важен универсализм его видения: язычников, заинтересованных спасением, проявленным в Израиле («гора Господня»), неудержимо влечет к народу Божьему («к трапезе Господней»). Это – результат не «порабощения» и не «обращения» (прозелитизма), а таинственного очарования, излучаемого израильским обществом. Не Израиль позволяет другим народам познать Бога, а Сам Бог снимает завесу неведения и «покрывало, лежащее на всех племенах» (ст.7). Однако Бог открывает Себя, становится Присутствующим  и приносит спасение посредством Своего народа, собравшегося на пиру. С этой точки зрения, припев псалма-респонсория «Пребуду в доме Божием многие дни» приобретает миссионерскую окраску: «я буду жить среди Божьего народа, чтобы все люди обрели в Боге свое пристанище».

 

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»

 

 

          Чтение из Послания к филиппийцам (Фил 4, 12-14.19-20) не относится к теме, представленной в других сегодняшних чтениях. Апостол Павел подчеркивает, что он научился принимать все изменчивые условия жизни: он доверяет своему Господу и в бедности, и в изобилии, так как прекрасно осведомлен, что жизнь не зависит от изобилия или бедности, от сытости или голода. Апостол познал, что главное в жизни  - это Божья благодать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Если мы веруем в Бога, мы в любой ситуации можем жить по-христиански, открывать смысл и цель жизни. Для верующего нет ни тупиков, ни безвыходных ситуаций.

          Именно в условиях нищеты и лишений выяснилось, кто является настоящим другом Павла: «Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби» (ст.14). Совместное участие и в бедности, и в богатстве - основной закон Божьего народа. В этом умении делиться с другими мы вновь слышим отголосок темы пира. Община верующих, которую Исайя символически называет «пиром, который устроил Бог», становится обществом, реально соучаствующим в повседневной жизни. Настоящее общество верующих рождается там, где «братья» пируют вместе, где имеется соучастие в потребностях каждого. Где есть истинное братство, там не ощущается бремя нищеты и лишений, люди заботятся не только о том, чтобы накопить побольше богатств, но живут в полной свободе по отношению к жизненным обстоятельствам. Пользуясь образом пира, мы можем сказать: лучше по-братски поделиться последним куском хлеба, чем утопать в роскоши и не иметь никого, с кем можно разделить эти богатства.

 

Брачная одежда

 

          Притча из Евангелия (Mф 22, 1-14) также использует образ брачного пира. Однако, в ней речь идет о свадебном пире, т.е. о пире, во время которого Бог желает заключить супружеский союз со Своим народом. Притча обращается к «первосвященникам и старейшинам народа» (ст. 1); (стихи Мф (21, 23-24), т.е. открыто полемизирует с официальным иудаизмом. Образ слуг, дважды приглашающих на свадебный пир, может символизировать пророков. Бог посылает их, чтобы проповедовать людям спасение. Однако, этих слуг схватили, вероломно напав на них, а некоторых даже убили. «Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (ст.7). Скорее всего, Евангелист подразумевает разрушение Иерусалима в 70 г. до Р.Х; положившего конец официальному иудаизму в эпоху Второго Храма. В этом свете притча является наставлением для евреев, не пожелавших прислушаться к голосам пророков и Божьих посланников.

          Во второй части притча продолжается другой сценой. На брачный пир приглашают людей, независимо от того, откуда они пришли и каких мнений придерживаются. Царь осматривает приглашенных, чтобы увидеть, у всех ли есть «брачная одежда». Тех, у кого ее нет, извергнут «во тьму внешнюю». В этой второй части можно увидеть определенную актуализацию притчи для жизни христиан, пришедших в пиршественный зал, т.е. в Церковь. Они должны быть облачены в брачную одежду  -  т.е. отличаться поведением, достойным царя и его царства, истинной верностью и преданностью Божьей воле (срав. Мф 5, 20; 7, 21-23). Брачная одежда символизирует «добрые дела», о которых настойчиво говорит Евангелие от Матфея.

           Если мы хотим принадлежать к Церкви, недостаточно только находиться в ней; необходимо также последовательно вести себя в соответствии с христианским достоинством, т.е. иметь соответствующую «одежду». Если историческое разрушение Иерусалима символически выражает Божий Суд над неверным Божьим народом, то христиан, которые не были облачены в брачную одежду, ожидает еще более страшное наказание: им свяжут руки и ноги и бросят их во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов.

           Как евреи, так и христиане в этой притче сталкиваются с предложением Божьего спасения, символом которого является пир. Со времен пришествия Иисуса приблизилось Божье Царство и спасение. Нельзя медлить с ответом или отговариваться. Исторический опыт учит нас: евреи и христиане до сих пор находятся под угрозой не принять дары от Бога, не пользоваться ими, проигнорировать или даже отвергнуть их. Действительно ли мы принадлежим к тем, кто получив приглашение, способен сделать добровольный выбор в пользу Божьего дара?

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More