Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Потребность в молитве

 

Исх 17, 8-13; Пс 121(120), 1-2.3-4.5-6.7-8 (Пр.: ср. 2); 2 Тим 3, 14-4, 2; Лк 18, 1-8

 

 

         В наше время, молитва становится проблемой не только по причинам, свойственным каждой эпохе, но и по другим специфическим причинам, следующим из нашей современной культуры. Смыслу молитвы и ее реализации угрожают два явления: секуляризм и психоанализ. Секуляризм, понимаемый как исключение «святости» и веры из жизни, очевидно отрицает молитву. Секуляризация, понимаемая как переоценка правильности автономии мира и человека, критикует молитву как способ бегства от мира, как уклонение от ответственности за то, что происходит в мире, и отказ от реального выполнения человеческих обязанностей в истории. С другой стороны, психоанализ регулярно говорит об опасности видеть в образе Бога «отца» наших собственных желаний: в этом случае молитва являлась бы всего лишь материализацией наших собственных потребностей и желаний.

         Также мы не можем обойти вниманием современный протест против молитвы со стороны своеобразного «христианского активизма», который пытается подменить молитву деятельностью, совершением добрых дел. Поэтому мы все должны вновь и вновь обращаться к нашему Господу с просьбой: «Господи! Научи нас молиться».

 

Молитва Моисея

 

         Первое чтение - это рассказ о войне. Амаликитяне воюют против Израиля. Сражение заканчивается разгромом амаликитян. Между израильтянами и амаликитянами всегда были враждебные отношения; случай, о котором мы читаем – всего лишь один эпизод в долгой истории их вражды. В описание этого случая включено богословское рассуждение священнописателя. Само сражение не описывается, не упоминается ни количество солдат, ни применяемая стратегия, ни оружие - зато в конце отрывка напрямую говорится о «брани у Господа против Амалика» (срав. ст. 16). Жаль, что в литургическом чтении этот отрывок приводится в сокращенном виде! Это значит, что, по мнению рассказчика, воины Амалика символизируют агрессивное и уничтожающее насилие, направленное против Божьего народа, которому благоволит Господь. Амаликитяне олицетворяют все насильственные и несправедливые системы социального и политического угнетения. Также это означает, что война не в состоянии решить все проблемы: только Господь способен установить мир и справедливость, осуществив «Свою» войну, но совершенно иного рода.

         Моисей не молится, а держит в руке Божий жезл (ст. 9) либо воздевает руки (ст. 11). Жест Моисея в христианской традиции часто трактуется как жест молитвы. Мы только видим, что Моисея поддерживает активная солидарность представителей израильской общины - Аарона и Ора. Такая солидарность дает Израилю возможность победить. Именно благодаря этой солидарности руки Моисея остались крепкими, не обессилились и, как говорится в еврейском тексте, остались «emunah» (крепки доверием). Аарон и Oр помогают Моисею проявлять жест доверия, сильной и преданной веры: они поддерживают вождя народа Моисея, чтобы тот не ослабел и непрестанно доверял Богу. Душой молитвы Божьего народа является постоянное и сильное доверие Богу, благодаря которому люди поддерживают друг друга.

 

Божье слово

 

         Отрывок из Второго послания св. ап. Павла к Тимофею мы можем рассматривать в контексте молитвы. Священное Писание наставляет нас на путь спасения, обретаемый посредством веры в Иисуса Христа. Христианин - Божий человек - формируется и становится готовым к любым добрым делам благодаря Божьему слову, ибо вера рождается из внутреннего личного слушания Божьего слова, которое доносит до нас Священное Писание, вдохновленное Богом. Поэтому, слово Божие помогает совершенствоваться человеку, воспитывает в нем стремление к справедливости, наставляет, исцеляет, укрепляет. Через Священное Писание, Сам Бог, с любовью говорит со Своими детьми и вступает с ними в диалог.

         Молитва - существенный элемент жизни верующего человека, формируемого и питаемого Божьим словом. Молиться – это, прежде всего, прислушиваться к голосу Бога: когда я молюсь, я не стремлюсь говорить в первую очередь о себе, но стремлюсь слушать Его. Молитва - это внимание, уделяемое тому, что Бог хочет мне сказать для меня делает. Господь, посредством Своего слова присутствует рядом со мной, и молиться - означает пребывать в Божьем присутствии.  

Кроме того, молиться означает смотреть на мир Божьими глазами и познавать то, что Господь желает для нас. Слушание Божьего слова открывает нам Божьи мысли, формирует в нас Божий способ мышления и восприятия. Когда мы молимся при помощи Священного Писания, мы не смотрим на Господа через призму своих желаний и мечтаний, а становимся подлинными «реалистами», видим весь мир таким, каким он является в действительности и каким его видит Господь.

 

Притча о настойчивости

 

         Притча Луки о неправедном судье и беззащитной вдове помогает нам продолжить размышления о молитве. Бедная вдова, жаждущая добиться справедливости, настойчиво просит несправедливого судью, и наконец он выслушивает ее, исключительно потому, что она чрезвычайно настойчива в своей просьбе. Сам Иисус объясняет смысл притчи так: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

         Притча адресована угнетенному и преследуемому обществу, у которого есть только одно средство, чтобы добиться справедливости - молитва. Никто, кроме Господа, не может установить справедливость. Но когда же Бог продемонстрирует поддержку Своей общине, когда Он установит в нем справедливость? Притча убеждает верующих, что Бог не даст их молитве пропасть впустую. Но они должны иметь мужество веры. Если уж этот бесчестный судья услышал вдову, тем более Бог услышит всех, просящих Его. Но когда придет Бог? Ответ прост: Он придет вовремя. Бог не колеблется, не опаздывает, но Его время, Его календарь отличается от нашего.

         Восьмой стих содержит упрек в адрес людей, умоляющих о помощи: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Проблема не в том, услышит ли Бог наши молитвы  рано или поздно , а в том, готовы ли мы к Его пришествию. В этом смысле притча становится предупреждением и призывом к бдительности: молитва - это акт бодрствования,  подготовки к пришествию Иисуса, борьба с утомлением и непостоянностью.

         С одной стороны, вдова символизирует человеческое бессилие, бесполезность человеческого стремления к справедливости.  Но с другой стороны, она мужественно верует, что ее молитва будет услышана. Настойчивость -  преобладающая черта вдовы и характеристика истинной молитвы. Мы не должны молиться не с опрометчивостью и нетерпеливостью того, кто хочет побыстрее увидеть результат своей молитвы, а с настойчивостью и терпением того, кто умеет доверять, надеяться и ждать. Только терпеливая и упорная молитва является признаком и выражением доверия и преданности Богу. Такая молитва - это подлинная борьба против иллюзий, ложных мечтаний, смутных желаний нашего нетерпеливого сердца и приведение наших сердец в соответствие с желаниями и мыслями сердца Бога.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More