Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Свадьба и хорошее вино

 

Ис 62, 1-5; Пс 96(95), 1-2a.2b-3.7-8a.9-10ac (Пр.: 3); 1 Кор 12, 4-11; Ин 2, 1-12

 

         Вероятно, все мы понимаем символизм свадьбы и хорошего вина, подаваемого на брачном пиру. На этих двух повседневных символах основаны сегодняшние тексты из Ветхого Завета и Евангелия.

 

Божий народ  - не покинутая вдова

 

         После возвращения из вавилонского плена иудеи столкнулись со множеством трудностей при восстановлении Иерусалима, при новом «объединении» социального и религиозного пласта жизни народа, разобщенного вследствие пятидесятилетнего разорения. К мечтам и воодушевленным надеждам, взлелеянным в плену, добавились недоверие и  подавленность. Некоторые люди начали сомневаться в силе Господа спасти Свой народ (срав. Ис 59, 1), и возникла опасность, что надежда окончательно умрет: «ожидаем суда, и нет его, - спасения, но оно далеко от нас» (Ис 59, 11). Они полагали, что Бог не заботится о Своем народе и молчит в ответ на его плач и молитвы.

         В сегодняшнем тексте (Ис 62, 1-5) мы видим Божий ответ: «Не умолкну!». Бог повторяет Свое обещание, данное Иерусалиму, символизирующему весь народ: взойдет его звезда, и все народы увидят, что Бог им дал «правду», т. е. спасение. Иерусалим обновится и воссияет, обретя новое имя. Бог увенчает его как царицу, он сам будет подобен царской короне в руках Бога (ст. 3). Иерусалим больше не будет «оставленной невестой»  или вдовой, лишенной мужа; его земля воссоединится с женихом (ст. 4). Сам Создатель станет женихом Своего народа: «как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (ст. 5). Это будет взаимная радость супружеской любви.

         Этими словами пророк отвечает на возражения людей, обвинявших Бога в том, что Он устранился и не отвечает на плач Своих верующих. Вся  62-ая глава из Книги пророка Исаии описывает спасительную деятельность Бога и Его обетование спасения. Господь не оставил Свой народ, Он не глух к его мольбам - напротив, Он действует как верный и любящий Жених, готовый спасти Свою невесту. Поэтому недоверие и уныние Иерусалима необоснованны. Израилю необходимо еще больше укрепиться в доверии словам своего Жениха и Господа и продолжать жить надеждой.

 

Два вопроса Иисуса

 

         На брачном пиру в Кане у молодоженов закончилось вино. Мария сказала: «вина нет у них», а Иисус ответил Ей двумя фразами: «что Мне и Тебе, Жено?[1] еще не пришел час Мой». Мария ничего не просила и не требовала, поэтому слова Иисуса не были для Нее ни упреком, ни отказом. Иисус как будто ставит под вопрос Свое отношение к Марии. Он обращается к Ней не так, как человек обычно обращается к матери: Он называет Ее «жена», а не «мать». Словно бы их семейные отношения изменились. Неужели они разрушились? Но вопрос остается вопросом, и нет ответа, дающего повод заподозрить разрушение отношений. Что же отвечает Мария? Она не использует возможность повторно привлечь внимание Иисуса, отказывается от выгоды, которую можно было бы извлечь из Ее положения матери. Физическое родство с Иисусом сейчас не играет ведущей роли. Мария велит слугам сделать то, что им скажет Иисус. Она не пытается использовать Свое материнское влияние на Иисуса, зато призывает слуг послужить Иисусу. На вопрос «Какие отношения существуют между Мной и Тобой, Жена?» возможны два различных ответа: а) прежних семейных отношений отныне не существует, и б) создаются новые отношения на новом уровне. На этот ответ указывает дальнейшее поведение Марии.

         Иисус задает еще один вопрос: «Еще не пришел час Мой?¹». Мы знаем, что во время общественного служения Иисуса Он несколько раз говорит о том, что Его «час» еще не пришел (срав. Ин 7, 6.8.30; 8, 20). «Час» Иисуса – это Его страсти, смерть и воскресение из мертвых. Так что же значил вопрос Иисуса? С одной стороны, можно сказать, что Его «час» уже настал, ибо Своим чудом в Кане Он «явил славу Свою» (Ин 2, 11). Но с другой стороны, можно предположить, что Его час еще не настал, ибо Его «час» – это Его страсти, смерть и воскресение. Этот вопрос остается открытым, и на него можно дать как положительный, так и отрицательный ответ.

         Итак, оба вопроса Иисуса остаются без четкого ответа и относятся к будущему. На Голгофе Иисус также обращается к Своей Матери словом «Жена» (Ин 19, 26: «Жено ! се, сын  Твой»). Таким образом, Мария как будто перестает быть Матерью Иисуса и становится матерью Его учеников. Со смертью Иисуса на Кресте заканчивается Его земное родство с Марией. Начинаются новые отношения, начало которым было положено в Кане.

         Материнская роль Марии претерпевает изменения: бывшая доселе Матерью Иисуса становится Матерью ученика.  Подобно и  вода превращается в хорошее вино - знамение всех изобильных мессианских даров. Посредством чуда претворения воды в вино Иисус являет Свою «славу», Свою мессианскую тождественность. При этом меняется и отношение остальных людей к Нему.

 

Новый вид отношений

 

         Давайте попробуем рассмотреть текст второго чтения с точки зрения открытых вопросов, которые мы встретили в Евангелии. Иисус преображает отношения, определенные природой, т.е. телом и кровью. Благодаря смерти и воскресению Иисуса, каждый человек получает свою задачу в жизни, которую призван исполнить. Следовательно, отношение к Иисусу является фактором, определяющим наше место в жизни. С этой точки зрения следует рассматривать различные харизмы, о которых говорит Апостол Павел: каждый получил дар и благодать Духа Христа. Единый Дух, распределяющий разные дары, обеспечивает единство всех в Теле Христа, т. е. в Церкви. Каждому дана своя харизма, каждый обязан выполнить свою «миссию». Но эту харизму и миссию человек получает не по факту рождения, а благодатью Духа Христа. Также и для Марии Дух определил Ее роль: роль Матери Христа и Матери христиан.

         «Хорошее вино» является знамением Нового Завета, вином мессианского брачного пира, начавшегося в момент начала служения Иисуса. Слова утешения из Книги пророка Исаии (Ис 62, 5) сбылись в пришествии Христа, Жениха нового общества спасенных. В этом обществе, каковым является Церковь, Дух Христа непрестанно действует и распределяет Свои дары среди всех его членов, чтобы каждый нашел свое место и обрел способ послужить другим.

 

 

 

 

¹ Обычно эту фразу не переводят в форме вопроса:  «Еще не пришел час Мой?». Я опираюсь на статью Альбера Вануа (Albert Vanhoye) в журнале Biblica 55 (1874) 157-167. Срав. также  С.А. Паннимоле (S. A. Panimolle) Lettura pastorale del Vangelo di Giovanni (Пастырское чтение святого Евангелия от Иоанна), изд. Ed. Dehoniane, Bologna 1978, 213-214. По мнению Альбера Вануа, перевод в виде вопроса более точен грамматически и экзегетически» (стр.162).

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More