Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

2-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Дух обновляет нас

 

Ис  49, 3.5-6; Пс 40(39), 2 и 4ab.7.8-9.10 (Пр.: 8a и 9a); 1 Кор 1, 1-3; Ин 1, 29-34

 

         Мы часто думаем, что находимся «на правильном пути», что нам не следует менять что-либо в жизни, что мы должны довольствовать тем, чем мы являемся и что делаем. Когда мы терпим неудачу в чем-либо, мы ощущаем, что виноват кто угодно, но не мы – например, другие люди, учреждения или непредвиденные обстоятельства.

Зачастую повествование о зле, происходящем в «мире», воспринимаем как подтверждение того, что мы не такие, как этот мир: что у нас в жизни все не так плохо, мы все-таки достигли определенных успехов и уж точно не настолько злы, как окружающий «мир». Хотя, наше размышление об этом может сопровождать ощущение, что все-таки, нам нужно что-то изменить в своей жизни. Но эти ощущения еще далеки до решительного изменения всего образа жизни.

         Из-за всего вышеописанного наша повседневная жизнь становится тяжелой, мрачной, бесперспективной. С одной стороны – мы довольны собой, а проще говоря - самодовольны. Мы убеждаем себя и других, что наши мысли и поступки – самые правильные и честные.

Этот путь ведет нас к «застою» во всех сферах нашей жизни, чувствуем себя уставшими, неспособными творить что-то новое. В конце концов, возникает боязнь всего нового, и мы закрыты для перемен и новых веяний в нашей жизни. К новым событиям, вмешивающимся в нашу жизнь, мы будем относиться отрицательно, будем списывать их на проявление человеческого нестабильного характера, или считать данью моде.

Сегодняшние библейские чтения, напротив, призывают нас к обращению и преображению.

 

Вторая песнь раба Господня

        

Во второй песне раба Господня (Ис 49, 3.5-6) Бог обращается к Своему измученному народу, удрученному чувством поражения (ст.4: «напрасно я трудился, ни на что и вотще истощал силу свою»). Поражение следует из того, что Израиль долгое время гнался за «ничем», за «пустотой», т.е. за ложными идолами и фальшивыми идеалами.

         Четвертый стих можно перефразировать так: «Я тратил свою силу на ничто». Под рабом Господним подразумевается израильский народ (ст.3): «Ты раб Мой, Израиль», оставивший своего Бога и блуждавший в бесплодных усилиях и напрасных трудах до полного изнеможения.

         Но теперь Бог желает вмешаться в ход истории и радикально преобразить ее. Прежде всего, Он обращает внимание раба на необходимость осознания, кем он является («Ты раб Мой, Израиль»), а устами народа Он дает правильный ответ («Бог Мой - сила Моя», ст.5). Только когда Израиль возобновит прерванный диалог со своим Богом, он сможет найти силу для собственного преображения и обновления, ибо Сам Бог преобразит и обновит его. Бог приведет Иакова к Себе и вновь соберет вокруг Себя Израиль, чтобы избавить Свой народ  от пустоты бесплодно растраченного времени и изнурительного существования. Истинное добро приходит от Бога.  

         Израиль истратил множество усилий на тщетную попытку построить для себя лучшее и более обеспеченное будущее, он взращивал в себе чувство самодовольства, характерное для тех, кто считает, что сделал все, что был должен. Но в результате этих трудов Израиль оказался в изгнании и только здесь он понял, что его труды привели не к добру, а ко злу, что истинный «успех» зависит не от него, а от Бога, от Которого он опрометчиво отрекся. И теперь пророк от имени Бога возвещает, что только Бог способен возродить этот утомленный и отчаявшийся народ, не имеющий никаких перспектив и сил для возрождения. Он проповедует новое Божье слово: «Но вы не вспоминаете прежнего, и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое» (Ис 43,18-19).

 

Призвание к святости

 

         Апостол Павел призывает христиан Коринфа стремиться к познанию своего призвания: «освященным во Христе Иисусе, призванным святым». При помощи глагола «освящать» и прилагательного «святые» апостол желает объяснить, какой должна быть христианская жизнь. Очень важно, что «святой образ жизни» указан применительно к Иисусу Христу. Это сделано с помощью краткого, но значимого предлога «во». Св. Павел  настаивает на таком отношении к Иисусу, называя христиан людьми, «призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа».

         Поэтому христианин определяется по его отношению к Иисусу Христу, в  Котором он обретает принцип и пример своей жизни. Человек становится христианином, прежде всего, не благодаря его собственным поступкам, словам и мыслям: его святой образ жизни заключается в мыслях, словах и поступках Иисуса. Не мы сами становимся святыми, а Иисус является святым человеком, желающим и способным сделать нас святыми.

         Этим кратким определением христианского бытия апостол говорит нам, что вся наша христианская жизнь зависит от Иисуса Христа, и что быть христианином - это поступать так, как поступал Иисус. Поэтому важно не делать множество дел, надрывая силы, чтобы воплотить собственное представление о «добре», а позволить Иисусу Христу действовать в нас и преобразить нас. Зачастую христианина определяют как человека «с множеством обязательств», человека «ангажированного», но гораздо правильнее было бы, вслед за апостолом Павлом, сказать, что христианин «призван» действовать и жить так, как жил Иисус. Ангажированность и обязательства исходят от нас, но призвание является даром  Иисуса Христа. От нас зависит, будем ли мы стараться жить в соответствии с этим даром.

 

Агнец Божий 

        

         Когда Иоанн Креститель увидел идущего Иисуса, он воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Что такое «грех мира»? В Евангелии от Иоанна «мир» - это понятие, обозначающее сферу бытия, построенную без Бога, на основании исключительно человеческих потребностей и желаний. Иными словами, «мир» - в отрицательном смысле - это все, что погружает человека в эгоизм и эгоцентризм. Это – восприятие жизни, ограничивающееся исключительно стремлением иметь, владеть и присваивать любой ценой то, что, по мнению человека, удовлетворит его потребности – даже не гнушаясь идти по головам других людей. Такой подход к жизни и следующее из него поведение приводит к насилию и безжалостному эгоизму, к угнетению других, к эксплуатации ближних и к недооценке исключительности других людей.  Поэтому  грех - это желание вращать мир вокруг себя, не замечая других, жить исключительно для того, чтобы обладать всем, что заблагорассудится.

         Иисус приходит к нам как Агнец Божий, дающий Свою жизнь за других, с безграничной любовью жертвующий Собой ради нас. Иисус беззаветно отдает Себя ради нашей жизни: Он дарит нам Свое время, Свое слово, Свою кровь, Свою жизнь - все, чем Он является и чем владеет. Иисус – это полная противоположность «мира», подобно тому, как свет противоположен тьме, любовь - ненависти, а жизнь - смерти.

         Божий Дух не «пребывает» в «мире». Иоанн же свидетельствует об Иисусе Христе такими словами: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин 1, 32-33). Следовательно, Бог находится на стороне Иисуса, на Которого Он ниспосылает Своего Духа. Иисус  - это «крестящий Духом Святым», т.е. Тот, Кто ниспосылает Божьего Духа людям.

         Иисус дарует нам Божьего Духа и тем самым дает нам возможность жить, подобно Ему, вечно обновляясь и отрекаясь от эгоистического и тщеславного властного образа жизни, характерного для «мира». Иисус действительно может преобразить нашу жизнь и наши монотонные дни, наполненные усталостью, разнообразными стрессами и разного рода беспокойством.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More