Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Иисус – Посредник спасения

 

Сир 24, 1-2.8-13; Пс 147(147), 12-13.14-15.19-20 (Пр.: Ин 1, 14); Еф 1, 3-6.15-18; Ин 1, 1-18

 

         Продолжим наши рождественские размышления об Иисусе, о Божием Слове, ставшем плотию, в Котором Бог является нам, говорит с нами и дарует нам Себя. Чрезвычайно важно не упрощать христианство, низводя его до уровня нового возвышенного и гуманного вероучения. Мы веруем, что Бог дал нам Себя «во плоти», т. е. в лице конкретной личности Иисуса Христа. Тайна Рождества настойчиво напоминает нам о том, что Иисус – это истинный человек, живущий в подлинной «плотской оболочке», что Он – историческое лицо, существовавшее в конкретных временных, географически-пространственных и культурных координатах. Итак, мы веруем, что Божий Сын пришел «во плоти», что Он вошел в нашу историю, став единосущным с нами. При этом, Иисус – особенный, исключительный Человек. Он не один из грешников. Напротив, Он – единородный Сын Бога, принявший на Себя «человеческую природу». Говорить об Иисусе нельзя в рамках чисто человеческих или чисто божественных понятий, ибо Иисус – Тот, Кто соединяет Бога с человеком. Он - «Слово, ставшее плотию». В этом смысле Иисус является не каким-то «промежуточным звеном» между Богом и человеком, а совершенным Посредником или «посредничеством», т. е. откровением Бога-Спасителя.

 

Премудрость как посредничество

 

         В первом чтении мы видим Премудрость в качестве субъекта посредничества: она исходит из уст Всевышнего, присуствует во всей Вселенной и поставила свою скинию посреди избранного народа – Израиля. Сам Бог приказывает Премудрости: «поселись в Иакове и прими наследие в Израиле». Это означает, что мы не сможем достичь Бога иным образом, нежели Он Сам предлагает нам. Бог, «Создатель Вселенной», поставил скинию Премудрости посреди Своего народа и даровал ему «мир» (сравн. ст. 12), т. е. Он избрал Премудрость, чтобы явить Себя людям через нее. Таким образом, Премудрость как космический порядок олицетворяет тайну непостижимого Бога, Который открывается Своему народу добровольно, по собственной инициативе, для осуществления замысла спасения. «Премудрость» - это не отдельная самодостаточная личность, отличающаяся от личности Самого Бога,  но Она указывает на присутствие Бога-Создателя во Вселенной. Посредничество Бога существует уже в Ветхом Завете. Сам Бог желает явить Себя миру и готовит для Себя совершенного Посредника – воплощенную  Премудрость, т. е. Иисуса Христа.

         Авторы Нового Завета описывают Иисуса как Посредника спасения (срав. 1 Тим 2, 5; Евр 8, 6; 9, 15; 12, 24), чем дают нам возможность нового христианского понимания ветхозаветных категорий, в том числе и категории Премудрости. Уже в Ветхом Завете «посредника» между Собой и народом избирает не человек, а Бог. Бог по собственной инициативе принимает решение явить Себя и стать Посредником. Такую же структуру откровения мы видим в Иисусе, абсолютном и исключительном Посреднике, через Которого Бог дарует Себя нам.

 

Иисус - окончательный Посредник

 

         Прекрасный христологический гимн, открывающий Послание к Ефесянам, фрагмент которого мы читаем на сегодняшней литургии, изображает Иисуса как Сына Отца  - т. е. совершенного и окончательного Посредника Божиего благословения и благодати, ниспосланных нам Богом в Духе Святом. Во Христе Бог даровал нам все: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (ст. 4-6). Божий замысел имеет следующие характерные черты:

а) бескорыстие и свобода - Бог из чистой любви («в похвалу славы благодати Своей») принял решение даровать нам Самого Себя в Своем Сыне без каких-либо условий со стороны человека («по благоволению воли Своей»);

б) универсальность - Божий замысел касается всех людей, «прежде создания мира»;

в) безошибочность и гарантированная действенность. На это указывает глагол «предопределить», обозначающий замысел Божий сделать людей похожими на Христа и усыновить их. «Предопределение имеет гарантированную действенность, ибо оно осуществляется также в том, кто вечно осужден, потому что, в то время как человек изначально ориентирован на то, чтобы уподобится Христу, такой человек осознанно, добровольно и окончательно сопротивляется этому». (L. Serenth).

г) его посредником является Иисус Христос. Божий замысел создать мир и человека, а также замысел нашего усыновления, осуществились «в Нем» – во Христе. Можно сказать, что Божиим замыслом – или, говоря словами святого Павла, Божией тайной, является Сам Иисус Христос, в Котором исторически осуществился замысел Божиего спасения для нас.

 

Иисус – Слово Спасителя

 

         Сегодня, как и на Рождество, мы вновь читаем на литургии знаменитый пролог к Евангелию от Иоанна. Его центральная мысль выражена в стихе 12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Вера («тем, которые приняли Его»), а не человеческая инициатива («которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа») дарует возможность «родиться от Бога». Но такая вера должна быть обращена к воплощенному Слову.

         Говоря о «Слове, которое стало плотию», Евангелист Иоанн подразумевает конкретную человеческую жизнь Иисуса. «Плоть» означает Его жизнь – всецело человеческую, хрупкую и смертную. При этом Иисус – Слово, бывшее у Бога и Богом, Он – Единородный Сын Отца, полный истины и благодати. Следовательно, Иисус является источником жизни Божиих детей именно потому, что Он – не только обыкновенный человек, не только «плоть». Жизнь Иисуса – это человеческое бытие, в котором присутствует Слово, от века бывшее у Отца, посредством которого Отец дает жизнь всему творению согласно замыслу единства любви. Поэтому конкретная жизнь Иисуса является совершенным и окончательным «посредничеством» Бога.

         Уже в Ветхом Завете Бог через Моисея (ст. 17) явил Себя человеку. Закон был определенным видом спасительного откровения. Но теперь Божий замысел целиком и полностью осуществился в Иисусе: «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ст. 17). «Благодать»  - это  любовь, верность и милосердие Бога; «истина» – это явление Отца. Следовательно, Иисус полностью явил нам Божию любовь, верность и милосердие и тем самым явил нам Отца: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (ст. 18).

         Отныне Бог не «бесконечно далек», как был далеким согласно эллинистическому мышлению, и не «непознанный», как Его представляют некоторые современные философы, поскольку мы познали Его в Иисусе. Иисус – не полубог и не сверхчеловек, Он – воплотившееся Слово, Откровение, Божия слава, которая должна наполнить весь мир, созданный чрез Него и для Него.

         Это новое размышление о тайне рождения Иисуса также предостерегает нас об опасности отделять Бога от Иисуса Христа. Ибо разделив Бога и Иисуса, мы утратим и Бога и Иисуса!  А также утратим Божию любовь, жизнь и Божию истину, открытую нам в Иисусе (о том, что мы должны стать Божиими усыновленными детьми). Отвергая Иисуса, мы становимся «тьмой», ибо  «тьма не объяла Его» (ст. 5), а во тьме не может быть ни жизни, ни радости.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More