Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

2-е воскресенье Адвента

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Приблизилось Царство Небесное

 

Ис 11, 1-10; Пс 72(71), 1-2.7-8.12-13.17 (Пр.: ср. 7а); Рим 15, 4-9; Мф 3, 1-12

 

         Призыв Иоанна Крестителя звучит энергично и настойчиво: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн Креститель был убежден в значительном повороте в истории человечества, в радикальном изменении, требующем быстрого и глубинного обращения. Слушая слова Иоанна Крестителя, вспоминается известный случай с раввином, которому один из его учеников однажды принес известие: «Пришел Мессия». Раввин встал, подошел к окну, посмотрел на улицу, затем вернулся и сел обратно. «Что мы будем теперь делать?» - с нетерпением спросил ученик. Раввин спокойно ответил: «Продолжай заниматься. Как бы мог прийти Мессия, если в мире ничего не изменилось?»

         Со времен Иоанна Крестителя и до наших дней христиане нередко слышат возражение: «Как вы можете говорить, что Царство Небесное приблизилось и даже уже наступило, если в мире ничего не изменилось?». Так как же обстоят дела на самом деле: живем ли мы в ожидании далекого будущего пришествия Божьего Царства, или Иисус уже установил его среди нас?

 

Ожидание пророков

 

         Отрывок из Книги пророка Исаии (Ис 11, 1-10) является размышлением, богатым поэтическими картинами, дающими нам понять, что исторические события являются только поводом глубже задуматься о судьбе Божьего народа. Отправным пунктом для этого является констатация прискорбного факта: династия Давида существенно уменьшилась, «сократилась на ствол и корень», так что, на первый взгляд, у нее не осталось ни малейших шансов на будущее. Вероятно, под этим подразумевается неудачная попытка израильского царства создать справедливое, братское и миролюбивое общество.

         На помощь приходит пророк. Он показывает, что там, где человеческий план невыполним, Бог порождает нечто новое и неожиданное: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Далее следует поэтическое описание Мессии и нового общества, которое Он возглавит. Его поведет Дух Господень, который Своей мудростью, разумом, советом и силой даст Ему истинное познание Господа, благочестие и подлинный страх Господень. Поэтому Мессия, помазанный Духом Святым, установит подлинную власть справедливости, и эта власть будет справедлива и милосердна к бедным и угнетаемым, которые будут жить в братстве со всеми людьми. Однако, этого нельзя добиться насильственными  поступками, но только убедительной силой слова.

 

         Новый мир Мессии описан мифологическим языком с применением образов рая (ст. 5-8). Символично описанное множество различных животных  и их взаимоотношений, символизирует иной, новый мир – «рай». Мир, созидаемый не насилием, но силой Бога.

         Эти образы райского мира описывают мир Мессии, который Бог желает установить. В сущности, установление этого мира будет зависеть от Божьих действий: «страхом Господним исполнится земля». Новый мир Мессии будет не плодом человеческих усилий и действий, а новым творением Бога. Общество Мессии должно стать «знамением для народов», иными словами, образцом и призывом к истинной жизни для всего человечества. Только Бог - Царь справедливости и мира (срав. ответный псалом) – способен породить новый мир.

 

Христианская община

 

         Если пророк пользовался мифологическими образами, то святой Павел говорит о тех же самых явлениях, не используя образных выражений (Рим 15, 4-9). Апостол указывает на некоторые основные принципы и их практическое применение в христианской общине, которая является народом Мессии, живущим в надежде на абсолютное исполнение Божьих обетований.

         Основной закон народа Мессии подразумевает, что мы должны думать так, как думал Иисус Христос, и действовать по примеру Иисуса Христа: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса». Если Церковь строится на другом основании, например на стремлении к власти и славе, тогда она перестает действовать по примеру Христа.

         Второй характерной чертой общины Мессии является единодушное прославление и благодарение Бога: «дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». Единство не исключает различий, а приглашает всех членов Церкви признать и восславить единственный источник всех даров - Бога Отца.

         Третьей характерной чертой является взаимное принятие друг друга: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас». Настоящая община Мессии существует только там, где люди принимают друг друга по-братски и искренне, как это делал Христос, с кем бы Он ни общался.

         Четвертой характерной чертой является слушание Божьего слова: «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Церковь – это община надежды в Мессии, питаемое Священным Писанием.

 

Приготовить путь Господу

 

         Иоанн Креститель был искренне убежден, что приближается Божье Царство: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. …приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».  Иоанн уверен, что именно в его время происходит радикальное изменение старого мира, на смену которому приходит новый. Новый, более человечный и справедливый мир творит не человек, а Сам Господь. Сам Бог Своим «неотвратимым гневом» принесет конец испорченному и больному миру. Иоанн предвидит знамения падения старого порядка и мировых структур мира: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Божий суд всецело очистит мир от всякой несправедливости, а также от всего, препятствующего росту и расцвету справедливости и добра в мире.

         Иоанн Креститель проповедует новый мир, порожденный Божьим даром. Он сам заявляет, что «Идущий за мною ...будет крестить вас Духом Святым и огнем». Иоанн Креститель сознает, что у него нет ни сил, ни средств для преображения мира, и поэтому его деятельность ограничивается  проповедью и крещением покаяния в воде. Он - только Предтеча Мессии, который действует силой Духа Божия. При этом Иоанну принадлежит решающая миссия: он должен привести людей к исповеданию своих грехов, т.е. к признанию своей неспособности установить Божье Царство собственными силами; только Бог может преобразить мир.

         Обессиленному человечеству, выполняющему свой ежедневный «сизифов труд» по преображению мира (причем этот труд вызывает у человечества все большее отвращение, поэтому оно не в состоянии завершить его), Иоанн Креститель говорит: «Хватит! Пора покончить с бесплодным и бесполезным трудом. Признайтесь в своих грехах, в жажде власти и насилия, ослепляющей ваши сердца; откройте глаза, смотрите ввысь и вперед; и вы увидите, что именно сейчас Бог через Иисуса делает для вас возможным пришествие Его Царства». В этом суть времени Адвента: признать собственную немощность и «смотреть» на Бога с доверием и надеждой. Ведь только Он способен дать нам новую жизнь.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More