Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

2-ое воскресенье Великого Поста 

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Обретение Христа

 

Быт 12, 1-4a; Пс 33(32), 4-5.18-19.20 и 22 (Пр.: 22); 2 Тим 1, 8b-10; Мф 17, 1-9

 

         Время поста - это путь, по которому мы идем навстречу умершему и воскресшему Христу. На этом пути мы постепенно проникаем в тайну нашего спасения, сосредоточенную в личности Иисуса Христа. В особенности второе чтение и чтение из Евангелия сегодняшней литургии слова, обращают наше внимание на личность Иисуса Христа.

         Путь, которым мы приходим к Богу, всегда ведет через Иисуса Христа, что и подчеркивает Второй Ватиканский Собор: «Поскольку Христос умер за всех, и так как высшее призвание человека в действительности одно, то есть Божие, мы должны твёрдо верить, что Святой Дух даёт всем возможность приобщиться этой пасхальной тайны ведомым Богу образом.» (Gaudium et spes, 22).

         В Иисусе равносильно проявляется Отец, а также тайна и окончательное призвание каждого из нас. Мы никогда не перестанем в полной мере «открывать» тайные и неисследованные богатства, которые Бог даровал нам в нашем Господе Иисусе Христе.

 

Призвание и обетование

 

         Слово, с которым Бог обратился к Аврааму (Быт 12, 1-4), положило начало истории спасения. Это – важное слово, сухо сформулированный приказ, не подлежащий изменениям. Но одновременно, слова Бога содержат в себе и призвание и обетование. В начале истории спасения, как и позже, в течении всей истории спасения, Бог проявляет инициативу и предлагает нам Свой спасительный замысел.

         Авраам призван сделать решающий шаг и уйти из своей родной страны в иной край, который ему покажет Бог. Подчеркивается  не столько разлука с родиной, ассоциирующаяся с печалью и тоской, сколько великое Божье обетование. Мы не должны предаваться размышлениям о психологических переживаниях Авраама, собирающегося покинуть родной край. Мы видим очень богатый с богословской точки зрения текст, который некоторые ученые называют «политической и теологической программой яхвистической традиции». Не следует доходить до «психологического анализа исхода». Прежде всего, давайте обратим внимание на то, что Божий призыв содержит одно-единственное требование – «пойди», в то время как другие примененные глаголы говорят о будущем. Исход из земли, которую Авраам должен был оставить, в полной мере отражается в будущем Божьем обетовании. Божье обетование выражено семью глаголами, обозначающими Божьи деяния по отношению к Аврааму и его поколению: «Я покажу тебе землю, введу тебя в нее, произведу из тебя великий народ, благословлю тебя, возвеличу имя твое, благословлю тех, кто будет тебя благословлять, прокляну тех, кто будет проклинать тебя». Следовательно, это - полное, совершенное обетование (стоит отметить символическое значение цифры «семь», означающей «совершенство»).

         Слово «благословение» в трех стихах упоминается пять раз, следовательно – эта тема в тексте основная. Благословение приносит успех, удачу, прославленное имя и славное поколение, главенствующее положение по отношению к остальным. Авраам, как и израильский народ, который произойдет от него, станет каналом, по которому Божье благословение распространится на все народы. Иными словами, текст Писания вдохновляет нас на размышление о роли Израиля среди прочих народов земли. Почему Бог призвал Авраама и избрал Израиль? Не потому, что Он хотел ограничить  спасение Своего народа только одной "группой" людей, а потому, что через Израиля Божье благословение должно было достаться всем народам. Бог хочет спасти всех людей - но именно через посредство Израиля и Церкви. Как Авраам, так и Церковь является благословением для всех людей в той степени, в которой она проповедует Иисуса Христа, дает свидетельство о Нем и показывает Его людям.

 

Иисус - Спаситель

 

         Предположительно, текст Второго послания к Тимофею первоначально был литургическим славословием. Его девятый стих - это пламенный призыв задуматься над прекрасной тайной христианской жизни. Христианин должен, прежде всего, узнать, что Бог «призвал нас званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати». Богу принадлежит абсолютное первенство в инициативах и деяниях. Подобно тому, как в неожиданном и незаслуженном призвании Авраама проявился Божий замысел спасения, так и в нашем христианском призвании проявляется и сияет предваряющая любовь, которой Бог любит нас, и которую мы не заслужили и заслужить не можем. Это призвание мы получили ради нашего спасения, ибо сказано: «Он спас нас» (ст.9). Мы не сделали ничего, что оправдывало бы получение нами Божьей благодати и спасения - все это Бог бескорыстно подарил нам.

         Божье избрание, благодать и спасение были даны нам в Иисусе Христе, нашем Спасителе, через посредство Которого нам был явлен спасительный замысел Отца (ст.9-10). В тексте говорится о «явлении» нашего Спасителя: Иисус является высшим и абсолютно совершенным проявлением Бога Отца. Все дело Иисуса можно выразить двумя выражениями: «разрушил смерть» и «явил жизнь и нетление» (ст.10). Это - Христова пасхальная тайна. Св. ап. Павел является учителем и глашатаем этой победы, а следовательно – жизни, поскольку Евангелие, которое он проповедовал, можно подытожить так: Иисус Христос преодолел смерть и даровал нам жизнь.

 

Иисус - Божий Сын

 

         Матфей связывает рассказ о Преображении Иисуса Христа с Его страстями и распятием: он хочет показать судьбу Мессии, вызвавшую бурный протест Петра  (Мф 16, 22), в которой Ветхий Завет достиг своей вершины.

         Событие имело место на «высокой горе» - в месте Божьего присутствия и беседы с Богом. На этой горе Иисус «преобразился»: «и просияло лице Его, как  солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». «Сияние», «белизна» одежды и «свет» - это библейские символы, обозначающие божественную природу Христа. Преображение означало, что Иисус показал Свое внутреннее и таинственное лицо как Мессия и Сын Божий. А небесный «глас», подтверждая Божественное явление, произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Далее голос добавляет: «Его слушайте». Иисус выступает как новый Моисей, поэтому отныне люди должны слушать Его. Моисей и Илия как представители Ветхого Завета  говорят с Иисусом, ссылаются на Него, но не обращаются к апостолам, поскольку апостолы не должны слушать иной голос, кроме голоса Иисуса. Ученики-христиане всегда должны читать Ветхий Завет, акцентируя внимание на личности Иисуса Христа, ибо в Иисусе христиане видят своего Законодателя, Учителя и Пророка.

         Облако также является символом Божьего присутствия (срав. Исх 13, 21). Парадоксальным образом говорится о «светлом облаке», которое «осенило» учеников (своей тенью). Это облако одновременно демонстрирует и утаивает Бога, однозначно присутствующего в Своем слове. Откровение посредством слова устраняет любую характерную для символов неясность и объясняет события.

         Это мгновенное лицезрение славы Иисуса должно было помочь ученикам идти с Иисусом навстречу Его смерти и воскресению из мертвых. Посредством этого «сияния» славы ученики должны были понять, что страсти и смерть Иисуса были не отрицательными событиями, падением, смертью и потерей, а событиями, в которых воссияла и проявилась прекрасная и бесконечная Божья любовь к людям. Действительно, преображение произошло тогда, когда Иисус физически и духовно отправился в путь в Иерусалим, навстречу известным событиям Его страстей: смерти и воскресения. Преображение - это сияющая молния, озаряющая путь Иисуса и Его вечную славу, которую Он на мгновение приоткрыл нам.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More