Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Третье рядовое воскресенье

 

Покайтесь и веруйте в Евангелие

 

Ион 3, 1-5.10; Пс 25(24), 4-5a.b.6 и 7b.c.8- 9 (Пр.: 4a); 1 Кор 7, 29-31; Мк 1, 14-20

 

            На церковном соборе в г. Лоретто итальянская Церковь заговорила о пути покаяния. «Примирение - это  дар для грешников, Благая весть для бедных, то есть - для тех, кто считают себя сокрушенными грешниками. Примирение осуществляется таким образом: для начала мы должны искренне осознать, что вследствие греха отдалились от Бога, стали рабами идолов, замкнулись в себе и вошли в конфликт с ближними. Следовательно, примирение проявляется в раскаянии человека и его отвращении от греха и обращении к Богу, что в Церкви, прежде всего, ассоциируется с таинствами Крещения и Покаяния» (La forza delle riconciliazione, 2.2.1.c - Сила примирения). Если смотреть с этой точки зрения, все три чтения сегодняшнего воскресенья являются отличными примерами обращения. Какой же пример из трех окажется наиболее подходящим для каждого из нас и для наших общин? Огромной ошибкой будет, если мы не выберем ни одного, или сочтем, будто не нуждаемся в покаянии.

 

Проповедь Ионы

 

            Библейская Книга пророка Ионы является великолепной дидактической аллегорией, в которой в лице Ионы с тончайшей иронией изображается израильский народ в сравнении с языческим миром, олицетворенным столицей Ассирии - городом Ниневией. Говоря сегодняшними категориями, речь идет о взаимоотношении Церкви и мира. Ионой овладел соблазн думать, что языческий мир неисправим, поэтому не стоит рисковать жизнью, проповедуя ему веру в Бога. В современной Церкви также существует искушение замкнуться в себе, построить замкнутое общество, которому никто не нужен. Но Божье слово бросает Иону «на борьбу» - он должен идти и  проповедовать.

            Иона проходит по Ниневии, символизирующей языческий мир, в роли Божьего орудия, предлагающего покаяться и примириться с Ним. Бог уважает свободу жителей Ниневии и призывает их покаяться в их сердцах. Как видно из библейского повествования, жители этого города обратились - поверили Богу (ст. 5); они постятся и носят вретище (ст. 5), отвергаются от своих злых путей (ст. 10). Это - три типичных момента каждого обращения. Само обращение начинается с веры: жители Ниневии узнают в проповеди Ионы Божий голос и веруют Ему. Из веры рождается воля воплотить обращение на практике, что выражается как религиозными обрядами (пост и ношение вретища), так и преображенным образом жизни.

            Вся история проповеди Ионы и обращения жителей Ниневии весьма лаконична: она содержит всего лишь несколько стихов. Но ее богословие чрезвычайно богато. Сущность обращения состоит в том, что вначале мы слушаем Божье слово и послушно следуем ему, затем из послушания произрастает вера. После чего следует обряд - как выражение нашей веры и обращения и подтверждение изменения образа жизни, следующего за обращением.

            Таким образом, нам показан пример пути обращения, в полной мере актуальный и для современных христиан.

 

Проходит образ мира сего

 

            Отрывок из Первого послания Апостола Павла Коринфянам содержит совсем иной, отличный от первого, пример обращения. Здесь также речь идет о проблеме взаимоотношений Церкви и мира, но с иной точки зрения, нежели в истории Ионы. Церковь и мир здесь показаны противостоящими. «Проходит образ мира сего». «Образ» означает «жизненные условия», в которых  проявляются характер и сущность структуры мира, умирающего потому, что рождается новое творение.

            С точки зрения времени («время уже коротко») и своей внутренней структуры («образ мира сего»), современный мир зашел в тупик. Поэтому христианин строит жизнь не на мирских доводах, а на своей преданности Христу, на факте, что «вы же – Христовы» (1 Кор 3, 23). Христианин воспринимает все жизненные ситуации, как если бы они не существовали, ибо знает, что настоящий реальный мир - это Христос. Христиане могут жениться, плакать, радоваться, пользоваться чем - либо, покупать и продавать, как все остальные люди, но они должны это делать, как если бы не женились, не плакали, не радовались, не пользовались, не покупали и не продавали.

            С приходом христианства зарождается новый мир, начинает сбываться надежда и Божье обетование. Устанавливается новая жизнь, новые абсолютные ценности, которые отличаются от ценностей старого, «ветхого» мира. Новый «эон», т.е. новый мир, уже существует здесь и сейчас. Но при этом он по-прежнему погружен  в старый «эон», смешан со старым миром. Христиане должны обратиться, чтобы «выйти» из старого мира греха и  войти в новый мир, созданный Иисусом  Христом.                                                                                          

            Таким образом, мы можем наблюдать «столкновение, вражду» двух «обществ», или, говоря словами святого Августина, двух «градов»: Града Божьего  и Града Земного - греховного. В первом граде  Царство Божие уже присутствует и действует, а второй град испорчен и полон  насилия, жестокости и злопамятства.

            Пример обращения, который дает нам святой Павел, является в какой - то степени примером, воплощенным христианскими монашескими орденами в так называемом «бегстве от мира» («fuga mundi»). Это бегство следует понимать не как пренебрежение и отрицание мирских достижений, а как радикальное  преображение современного «образа» сотворенного мира, дабы этот мир смог вступить в новый мир, созданный Иисусом Христом.

 

Веровать Евангелию

 

            Следующий пример обращения предлагается нам в отрывке из Евангелия Святого  Марка: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие». Божье Царство противопоставляется  царству, созданному грешными и развратными людьми. Оно является альтернативой и противоположностью мирскому царству.

            Данное обещание не касается далекого будущего: Божье Царство - уже среди нас, на расстоянии вытянутой руки. Незачем ожидать другого времени спасения, ибо «исполнилось время», пробил Божий «час». «Евангелие», то есть, Благая весть, сообщает нам, что приближается Божье спасение: там, где уже установлено Божье Царство, больше не властвует смерть, больше нет одиночества, насилия или несправедливости, поскольку Бог посредством Иисуса Христа, устанавливает среди людей новый образ жизни.

            Иисус проповедует Евангелие, Благую весть, о том, что Божье Царство приблизилось, и приглашает нас поверить этой удивительной вести и подтвердить нашу веру искренним и радикальным обращением. Вера в Евангелие Иисуса является подлинным обращением, коренным изменением образа мышления и жизни. Уверовать в Евангелие Иисуса - значит уверовать, что  Иисус  пришел, чтобы изменить мир и установить Божье Царство. С точки зрения  проповеди спасения, принесенного в мир Иисусом, все остальное - второстепенно!

            Множество знаменитых личностей в истории призывало людей поддержать их революционные планы по изменению мира! Некоторые из них хотели изменить мир посредством войн и насилия, другие - при помощи социальных, политических  или экономических реформ. Иисус же приходит с неслыханным предложением: Бог преобразит мир ради людей, для этого достаточно лишь поверить в Божьего Сына и жить так, как жил Он. Преображение уже началось, оно затрагивает не только душу, но и тело, не только отдельного человека, но и все человечество. Иисус призывает к Себе группу учеников - Симона, Андрея, Иакова, Иоанна, которые становятся зачатком нового общества. Посредством этого нового общества Иисуса начинается преображение мира. Иисус  делает Своих учеников «ловцами человеков», «рыбаками людей», т. е. людьми, уполномоченными собрать Израиля, а через него - все человечество, подобно тому, как рыбак собирает рыб во время ловли. Таким образом, осуществляется страстное желание Иисуса собрать вокруг Себя всех людей.

            Библейские чтения продемонстрировали нам три различных - но не противоречащих друг другу - пути обращения. Который  из этих путей больше всего подходит нашим нуждам и потребностям наших общин?

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More