Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Печаль и радость

 

Соф 3, 14-17; Ис 12, 2-3.4bcd.5-6 (Пр.: 6); Флп 4, 4-7; Лк 3, 10-18

 

         Повседневная жизнь дает множество поводов для разочарования, усталости и печали. Разочароваться может молодой человек, которому не удается найти работу, больной, для которого нет свободной койки в больнице, пожилой, чувствующий себя отвергнутым и покинутым в доме престарелых. Этот список можно было бы продолжить. Законы природы безжалостны,  они обращают наше внимание на то, что с каждым днем мы стареем, что наши силы не бесконечны. Нигилистические и пессимистические идеологии вызывают чувство пустоты, бесполезности или пассивной роковой неизбежности. Как воспрепятствовать исчерпанию физических сил?  Как не поддаться хроническому недоверию? Кто убережет нас от вытеснения на окраину общества, от одиночества, печали и грозящей нам смерти? Возможно ли вообще найти свежий и чистый источник надежды и радости? Такими вопросами задаются не психически нездоровые люди, нуждающиеся в лечении. Эти вопросы касаются смысла жизни, поэтому все мыслящие люди должны задуматься о них.

 

Радуйся от всего сердца!

 

         Отрывок из Книги пророка Софонии в первом чтении завершается преисполненным надежды призывом: «Веселись и радуйся от всего сердца!».  Причина этого смелого призыва коренится в глубокой и полной уверенности, что Бог есть и присутствует среди нас: «Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла». Рано или поздно что угодно может обмануть и разочаровать нас, но Бог - никогда. Он всегда с нами как гарантия наших надежд. Он беспрестанно повторяет нам: «не бойся, Сион, да не ослабевают руки твои!»

         У Бога есть сила спасти нас: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». Поэтому Его призыв к радости - не пустое утешение, не простые слова. Как часто люди говорят нам о доверии, надежде – но их слова не убеждают нас. Бог – это сильный Спаситель, дающий нам силу жить надеждой.

         Каким образом Бог может обновить нас и разбудить в нас искорку надежды и радости? Пророк отвечает: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью». Если Бог любит нас, у нас действительно есть повод торжествовать, надеяться, радоваться, веселиться. Какой бы ни была наша жизнь, если Бог нас любит, если Он с нами, на нашей стороне – у нас есть повод верить, что наша жизнь не уподобится солнцу на закате, безвозвратно уходящему за горизонт.

         Через пророка Бог говорит каждому из нас, что мы идем не навстречу смерти и поражению, а напротив, навстречу жизни. У Него есть сила даровать нам полноценную жизнь, даже когда нам кажется, что больше нельзя ничего предпринять, что все двери заперты, и что наш жизненный путь состоит из сплошных препятствий. Мы слишком легко «опускаем руки», отказываясь от радости, надежды, борьбы; но Бог никогда не устает, Он всегда выполняет Свои обещания, Он не перестает желать нам истинного добра. Бог никогда не сдается, как это зачастую делаем мы вследствие нашей поверхностности и равнодушия.

 

Господь близко

 

         Во втором чтении Апостол Павел с воодушевлением говорит о радости, основанной на той же причине, о которой говорил пророк Софония: «Господь Бог твой среди тебя». Если мы от всего сердца уверуем, что Господь Иисус близко, наша печаль мгновенно рассеется.

         Существует радость, которую создаем мы сами, и радость, которую «причиняет» Господь. Наша радость, как правило, поверхностна, кратковременна, непостоянна, зависит от нашего настроения и успеха в личной, семейной жизни и на работе. Сами по себе мы не в состоянии породить постоянную, глубокую и подлинную радость. Если не придет Господь, чтобы преобразить нашу жизнь и наше сердце, мы в сущности не сможем радоваться.

         Как мы можем обрести радость, которую дарует Господь? Святой Павел указывает нам путь к радости – путь молитвы. В молитве мы обретаем «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Пока наши сердца будут слепо блуждать по всем дорогам мира в поисках смысла жизни и любви, мы не приобретем радости и мира. Но если истина Иисуса и Его любовь овладеют нашими сердцами и соблюдут их, то всё в нас – мысли, чувства, воля – будут обитать в мире и радости. Мы должны сделать выбор: либо продолжать довольствоваться человеческой обманчивой и мимолетной радостью, которая приводит нас к новым постоянным разочарованиям, либо уверовать в любовь Иисуса Христа и позволить Ему соблюдать наши «сердца» в мире. Наша радость будет зависеть от того, уверуем ли мы в Иисуса Христа.

 

Что нам делать?

 

         Этот вопрос задавали Иоанну Крестителю толпы народа, зададим его и мы. Люди, слушавшие Иоанна Крестителя, поняли, что недостаточно только слушать его слова и соглашаться с ними, что  услышанную и принятую благую весть следует воплощать в жизнь. Подлинное слушание и принятие благой вести вдохновляют на практическое применение услышанных слов, на изменение образа жизни. В противном случае вера превращается в пассивный и непоследовательный фатализм или в суеверное ожидание какого-то «чуда».

         Ответ Иоанна Крестителя ясен: он требует не внешних культовых обрядов и жертвоприношений, а социального возрождения. Его проповедь мы могли бы подытожить следующим образом: жертвуйте собой ради ближних, находящихся в нужде. Иоанн призывает нас отдать платье тому, у кого нет одежды, и пищу тому, кто голодает. Одежда и еда символизируют базовые человеческие потребности. Следовательно, его слова ориентированы на устранение нищеты и голода путем братского деления необходимым. Иоанн Креститель желает, чтобы в обществе установилась справедливость, чтобы всем была гарантирована достойная человеческая жизнь.

         Мытарям Иоанн говорит: «ничего не требуйте более определенного вам». Таким образом, он осуждает любое злоупотребление властью. Солдатам он рекомендует: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». Иоанн Креститель требует неприменения силы в целях притеснения ближних, призывает к умеренности и отказу от жадности, т. е. от необузданного и ненасытного желания иметь все больше и больше. 

         Эти три правила являются основой нового общества, которое проповедует Иоанн: по-братски делиться с нуждающимися, не применять насилие, жить по справедливости. Безрадостная жизнь, омрачающая наш мир, происходит из нежелания прислушаться к этим требованиям и применить их в жизни. Но речь не только о том, чтобы «идеология» Иоанна Крестителя заменила другие человеческие идеологии: все идеологии действуют одинаково, а следовательно – они неспособны по-настоящему преобразить мир. Иоанн возвещает пришествие «более Сильного», чем он, Того, Кто крестит не только водой, а Духом Святым, т. е. Божественной силой. Иначе говоря, Иисус приходит, чтобы дать нам силу Самого Бога, чтобы предложить нам Божественный способ решения наших проблем. К пришествию Самого Бога мы должны отнестись положительно, должны научиться отличать зерна от плевел. Пришествие Бога побуждает нас к правильному выбору. Быть может, мы не хотим принимать никаких решений и готовы смириться с окружающей реальностью. Но Бог приходит к нам и желает, чтобы мы сделали свой выбор, ибо не может быть истинной радости, если мы не выберем ее свободно и сознательно.

 

Экзегетическое примечание:  ОБРАЩЕНИЕ

 

       Речь идет об очень метком слове. Оно включает в себя все человеческие измерения: умственное, нравственное, чувственное и религиозное. «Обращение» означает изменение, выбор пути, возвращение, начала новой жизни. Следовательно, обращение включает в себя изменение всей жизни, от образа мышления, ощущений и принятых решений до поступков. Оно обращено не только вспять (отказ от предыдущего образа жизни), но и вперед (указывает нам новую цель). Подлинное обращение порождает возможность нового бытия, новой жизни. Но окончательное обращение человека возможно только вмешательством Бога, вливающего дар Духа Святого в наши сердца.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More