Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Искупленные от греха

 

Деян 3, 13-15.17-19; Пс 4, 2.7.9 (Пр.: 7b); 1 Ин 2, 1-5а; Лк 24, 35-48

 

            Что мы думаем о грехе? В нынешние времена исповедальни пустуют, поскольку многие христиане не прибегают к таинству покаяния,  или, во всяком случае, прибегают к нему крайне редко, по сравнению с тем, как было ранее. Быть может, этот феномен тесно связан с определенными сомнениями и затруднениями относительно того, насколько ясно и четко мы понимаем грех. Зачастую это явление проявляется в вопросе, подразумевающем занятие определенной позиции  и ставшем почти слоганом, распространенной фразой в устах множества людей: «А что в этом плохого?».

            Сегодняшняя литургия побуждает нас серьезно задаться вопросом, что такое грех. Некоторые понимают и определяют грех преимущественно с юридической точки зрения, как преступление закона, сужая его до ряда поступков, противоречащих закону.  Ограничивая понятие греха юридическими условиями, мы в какой-то степени лишаем его «серьезности» и решающей силы в судьбе человека. Другие понимают и определяют грех преимущественно с социальной точки зрения. Они решают проблему греха, сваливая вину на угнетение и порабощение, исходящее от общественных структур, на несправедливые социально-политические обстоятельства, а также на учреждения, лишающие человека его прав и вместе с тем - достоинства. Есть и те, кто отождествляет грех с чувством вины и считает, что речь идет всего лишь о психологическом комплексе, требующем лечебного вмешательства  врача-психотерапевта.

            Из представления о грехе следует понимание спасения: от чего мы должны быть спасены? Кто может спасти нас, и как осуществляется это спасение? Давайте прочтем тексты Священного Писания сегодняшнего воскресенья в свете данных вопросов. Продолжим наши размышления, начатые в праздник Пасхи, когда прозвучала благая весть, что Иисус умер и воскрес, чтобы  избавить нас от грехов и дать нам возможность жить так, как Он, подражая Ему. Грех – это отказ жить жизнью Иисуса, грех – это жить, как будто Иисус вовсе не приходил к нам. Ибо в этом случае единственным правилом жизни человек считает удовлетворение своих эгоистических желаний.

 

Изменить образ жизни

 

            Святой Петр видит в смерти Христа последствие человеческих грехов: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили отпустить вам человекоубийцу; а Начальника жизни убили.» Все это вы сделали «по неведению» (ст. 17), т. е. из-за духовной слепоты, из-за надменной эгоистичной глупости. Смерть Иисуса обнажила человеческую злобу, сорвала маску с безграничной тяжести греха, владеющего сердцем человека. Если Иисус был должен умереть за наши грехи - разрушительная сила греха воистину огромна!

            Но Бог сильнее греха. Воскресив Иисуса, Бог явил Свою спасительную волю, чтобы люди могли жить, спасенные от рабства греха. Иисус, «Начальник жизни», не мог остаться рабом смерти и греха: Он воскрес из мертвых, ибо одержал победу над грехом. Без Него мы все остались бы рабами безликой разрушительной силы греха.

            Выводы размышлений Петра очевидны: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши». Обращение связано с верой в Воскресшего Иисуса, ибо человек не может обратиться, пока не уверует в Божественную силу, которой Бог воскресил из мертвых Своего Сына. Способность раскаяться и изменить образ жизни исходит только от Бога.

 

Иисус  - наш Ходатай

 

            Святой Иоанн, говоря о теме греха, начинает со слов: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если  бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.»

            Грех «принадлежит» нам и никому больше. Никто из нас не смог бы избавиться от греха самостоятельно. Однако мы получили дар слова, чтобы осознать наше бедственное положение и принять Спасителя, чтобы иметь возможность сказать: «Я познал Его». Иоанн пишет: «чтобы  мы не согрешали». Принимая Божие слово, мы получаем новую спасительную силу, начинаем «познавать» Бога и освобождаться от собственного эгоизма и замкнутости в себе, являющихся источником греха.

            Однако мы слабы и непостоянны. Поэтому Иисус Христос приходит защитить нас, выступая в роли адвоката. Он защищает нас, ходатайствует за нас, приводит все аргументы, чтобы отстоять наше «дело». Иисус – не обвинитель, но Ходатай.

            Иисус защищает нас не только «словесно», но и всей Своей жизнью и смертью. Он – «жертва умилостивления». Он отдал Свою жизнь, чтобы примирить нас с Отцом – в этом смысл «умилостивления». Его абсолютная преданность Отцу и нам вплоть до крестной смерти стала источником силы примирения, из которого могут черпать все люди. Иисус, «Праведник», Своей смертью и воскресением положил начало праведности для всех людей.

            Итак, чтобы иметь в себе любовь Божию, мы должны «соблюдать слово Его», т. е. жить так же, как жил Он.

 

Прощение грехов

 

            Воскресший  Иисус приходит к Своим ученикам, неся им дар примирения: «Мир вам!». Этот мир - шалом, полнота жизни и благости. Растерянные и испуганные ученики решили, что они видят призрака: разве бывает, чтобы мертвые воскресали? Можно ли поверить, что человек преодолел границу смерти? Кто может быть сильнее смерти? Иисус убеждает их, что Он действительно воскрес из мертвых: «осяжите Меня и рассмотрите... есть ли у вас здесь какая-либо пища?» Речь идет не о фантазии, вымысле или принятии желаемого за действительное. Иисус воистину воскрес, поэтому невозможно подвергать сомнению реальность Его воскресшего и прославленного тела. Если Иисус действительно жив - значит, Он победил смерть  и грех. А если Он жив, то и мы, верующие в Него, можем получить жизнь, над которой не властны никакие ограничения - в том числе и смерть. Следовательно, подражая жизни Иисуса, мы можем не бояться никаких ограничений и более не будем рабами смерти, имея надежду на вечную жизнь.

            «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». Поскольку Иисус воскрес, по всему миру должна быть проповедана весть о том, что путь к победе над грехом и смертью открыт. Все люди призваны «к покаянию», т. е.  призваны уверовать в жизнь, дарованную нам в прославленном Иисусе. Покаяние в нравственном смысле основывается на предшествующем религиозном обращении, т. е. на вере. Только тот, кто действительно уверовал в воскресение Иисуса, по-настоящему обратился  и может получить прощение грехов.

            Кто может нас простить? Кто в состоянии искупить нас от греха? Только Тот, Кто победил смерть - самое пагубное последствие греха, если понимать смерть не как физическое явление, а как полное уничтожение нашего бытия.

Воскресший Иисус дает нам возможность вести новый образ жизни, благодаря которому мы в один прекрасный день сможем преодолеть границу смерти. Принимая предложение Иисуса, мы получаем обновленную жизнь. Разумеется, мы бы согласились и на меньшее, вследствие нашей духовной бедности и ограниченности, однако Бог дарует нам возможность жить настоящей, полноценной жизнью, не только человеческой, но и сверхчеловеческой. Веруя в воскресение Иисуса, мы веруем, что Воскресший открывает перед нами новый путь: путь жизни, подобной жизни Иисуса, жизни, преисполненной доверия  Богу и Его всепоглощающей любви.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More