Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Бог хочет и может нас спасти

 

Иер 31, 7-9; Пс 126(125), 1-2ab.2cd-3.4-5.6 (Пр.: 3); Евр 5, 1-6; Мк 10, 46-52

 

         Для очень многих людей важнейшим вопросом является не «существует ли Бог?», а «может ли и хочет ли Бог нас спасти?». Об этой же проблеме речь идет в чтениях из Священного Писания сегодняшнего воскресенья. Факт, что Бог действительно существует, большинство людей считают неоспоримой «истиной», однако эта истина не влияет на их конкретную жизнь, поскольку Бог воспринимается как высшее и далекое от человека Существо. К вере мы приходим только тогда, когда принимаем это Высшее Существо как «значимое» для нас, иначе говоря – когда постигаем в Нем смысл и спасение нашей жизни. Правильно заданный вопрос о Боге включает в себя также вопрос о самом человеке, о смысле его жизни. Когда мы задаем вопросы вроде «Стоит ли жить?», «Имеет ли смысл воспринимать жизнь всерьез?», «Каков смысл нашей жизни?», мы думаем о самих себе, но, в конечном счете, эти вопросы касаются существования Бога. Ведь, задаваясь подобными вопросами, мы задумываемся о высшем, главном смысле жизни, о том, что находится «за чертой» нашей повседневной жизни. Вопросы о человеческой судьбе неизбежно вызывают вопросы о Первопричине человеческого бытия, т. е. о Боге. Иначе говоря, именно Бога мы должны считать «основой», «фундаментом», «смыслом» нашей жизни, понимая Его огромную значимость для нас. У многих подобные вопросы (возникают)/? становятся актуальными во время жизненных кризисов, подобно как это происходило с израильским народом, о котором  говорит Священное Писание.

 

Господь несет спасение

 

         Пророк Иеремия возвещает израильскому народу, находящемуся в плену, радостную весть о его будущем спасении: «Спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!» Это будущее настолько бесспорно, что пророк возвещает его как нечто уже сбывшееся: Бог уже спас Свой народ. Под спасением подразумевается возвращение из «северной страны», т. е. из страны вавилонского пленения. Народ уходил в Вавилон с плачем, но вернется на родину с ликованием и радостью, руководимый и сопровождаемый милостью Божьего Провидения. Путь спасения представлен как беспрепятственная ровная дорога. Причиной спасительной деятельности Бога не является израильский народ, а исключительно отцовская любовь Бога-Отца к Своему Сыну: «ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой». Освобождение из вавилонского рабства будет плодом и результатом бескорыстной Божией любви. Его любовь непостижима и огромна! Бог приведет на родную землю и тех, кто слаб и неспособен перенести тяготы длительного путешествия: слепых и хромых, беременных и рожениц. Следовательно, Божие спасение основывается не на человеческих способностях и силах, а исключительно на Божией силе.

 

Иисус – наш Спаситель

 

         Отрывок из Послания к Евреям содержит размышления о Священстве Христа. Присмотримся к мотивам, которые можно рассматривать в контексте первого чтения, т. е. в контексте темы спасения. Священнописатель сравнивает «всякого первосвященника» с Иисусом Христом. Суть отрывка заключена в трех основных предложениях.  Во-первых, Иисус  стал совершенным, это значит, что силой Бога Он достиг окончательной реализации и исполнения своего призвания; во-вторых­, Иисус положил начало вечного спасения для всех, слушающих Его с верой; в-третьих, Бог поставил Иисуса единственным Первосвященником, имеющим силу даровать спасение. К сожалению­, литургическое чтение заканчивается шестым стихом и не приводит заключений, высказанных в девятом стихе (ст. 9: «и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного»). В стихах, указанных в литургическом Лекционарии, подчеркивается солидарность Верховного Первосвященника с остальными грешниками, т. е. обязательным смирением, характеризующим Его жизнь.

           Иисус был в полной мере солидарен со всем человечеством и переживал его страдания, ибо Он был причастным к судьбе каждого человека вплоть до смерти. Поэтому Иисус обладает истинным человеческим и Божественным состраданием к нам. Он может и хочет спасти нас. Его солидарность с нами является доказательством Его истинной любви и желания быть причастным нашей жизни, чтобы избавить нас от рабства греха.

 

Спасительная вера

 

         Исцелив слепого, Иисус говорит ему: «Иди, вера твоя спасла тебя!» Этот поступок имеет огромный, богатый символизм. Слепой страдает от своей болезни, нуждается в помощи других людей, все, что он может – неподвижно стоять на краю дороги, по которой проходит Иисус. Он обращается к Иисусу мессианским титулом «Сын Давидов», так как лелеет надежду, что Иисус сотворит для него чудо. Люди  пытаются заставить его замолчать. Кажется, что этим все кончится: отчаянное человеческое желание исцеления разобьется о презрение и равнодушие посторонних людей. Но Иисус разрывает этот замкнутый круг и зовет слепого. Слово Иисуса  заставило слепого сойти с места: он сбросил верхнюю одежду, встал и подошел к Иисусу. Зов Иисуса, Его Слово привлекли к себе больного, избавив его от мрачной и тягощающей неподвижности и одиночества. Слово Иисуса дало ему свободу.

         Последовав навстречу Иисусу, слепой продемонстрировал веру в ответ на освобождающий зов своего Господа. Ибо Иисус сказал ему: «Вера твоя спасла тебя». Слепой был не только «исцелен», но и «спасен». Приобретение зрения для него означает прежде всего веру в Иисуса, к которой он пришел. Исцеленный слепой «пошел за Иисусом», т. е. стал Его учеником и последовал за Ним «по дороге» - по дороге, ведущей в Иерусалим, навстречу смерти и воскресению из мертвых. Этот слепой, по словам Евангелиста, становится символом христианина, призванного словом Иисуса, исцеленного и спасенного силой веры и ставшего последователем Иисуса на пути Его смерти и воскресения.

         Этому слепому недостаточно знать, что Иисус наверняка существует, и что Он – Мессия. Слепой делает следующий шаг, исполненный убеждения, что этот Человек с большой буквы имеет власть и силу исцелить и спасти его. Таким образом, он приходит к «познанию», характерному для веры. Ибо вера означает не только признание истинным всего, что касается Иисуса Христа; она требует, чтобы мы всем сердцем признали Его «значимым» для нас, «ответом» на наши проблемы, «светом» для нашего разума, «надеждой» для нашего освобождения, для нашего спасения.

         Плен, о котором говорит пророк Иеремия, и слепота Вартимея – ситуации во многом аналогичные. Обе содержат настоятельную потребность спасения. Эти ситуации также символизируют наше грешное состояние, требующее избавления. Сегодня Христос также идет по пути жизни рядом с каждым из нас. Когда мы собираемся для совершения Евхаристии, мы взываем: «Господи, помилуй!» Иисус спрашивает нас: «Чего ты хочешь от Меня?»  И мы отвечаем, как этот слепой: «Учитель! чтобы мне прозреть!». Мы просим Иисуса, чтобы Он помог нам узнать окончательный смысл нашей жизни, чтобы  мы смогли познать Бога, присутствующего в нас и в наших братьях, чтобы мы узрели Иисуса в Евхаристии. Наша духовная проблема – в том, что мы неспособны видеть и узнавать. Только признав, что мы в определенном смысле слепы, мы сможем попросить Иисуса даровать нам свет. Обретя же свет Истины от Иисуса, мы, подобно Вартимею, последуем за Ним по пути, ведущему в Иерусалим. А Иерусалим -  не только место Распятия, но и сад Воскресения и окончательной надежды. Присутствие Иисуса может изменить все бесконечные дороги нашей повседневной жизни в дороги, ведущие в Иерусалим.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More