Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Вопль бедного

 

Сир 35, 12-14.16-18; Пс 34(33), 2-3.17-18.19 и 23 (Пр.: 7a); 2 Тим 4, 6-9.16-18; Лк 18, 9-14

 

 

         Множество людей в наши дни «вопиют» и протестуют. Некоторые думают, что обязаны добиваться своих прав, требовать справедливости, осуждать обманщиков и бесчестных людей, провозглашать свою невиновность и говорить о своих преимуществах. Ежедневно с земли к Небу поднимается огромный хор «криков»: жалобы, недовольство, обвинения, ругательства, жажда мести, осуждение других и взаимные обвинения. Часто дело действительно касается несправедливо угнетаемых, страдающих, терпящих несправедливость. Порой к ним присоединяются люди, считающие себя честными, справедливыми, невинными и претендующие на право осуждать других, подобно фарисею из притчи сегодняшнего Евангелия.

         Недавнее демоскопическое исследование (соц. изучение общественного мнения) показало, что многие люди, не являясь практикующими христианами, молятся в своем сердце. Ведомые сегодняшними литургическими чтениями, хотим задуматься над этим «внутренним криком» - который является молитвой. Потому что в Священном Писании, молитва часто называется «воплем к Богу».

 

Молитва угнетаемого

 

         Первое чтение вводит нас непосредственно в обсуждаемую тему. Бог не принимает жертв, сопровождаемых социальной несправедливостью либо возникших в результате нее. Ибо приносить Богу жертвы с целью, чтобы Он оставил нашу несправедливость безнаказанной – все равно, что пытаться подкупить Его (срав. Сир 35, 11). Но Господь - справедливый Бог, Который не может покровительствовать только отдельным людям (ст. 15). Если мы говорим, что Бог покровительствует, помогает кому-нибудь, то мы подразумеваем, что Бог склоняется на сторону бедного, угнетаемого, человека с окраины общества. Это не обыкновенное «покровительство», а подлинная высшая справедливость. Бог действовал так уже с самого начала истории Божьего народа. Когда фараон угнетал Его народ в Египте, «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог». (Исх 2, 23-25).

         В этой истории Израиль был бедняком, вопиющим к своему Господу. Крик был его  протестом: это унижение не должно быть окончательным! Израиль дерзновенно спросил у Бога, почему он страдает, и Бог не упрекнул его за это (достаточно вспомнить историю Иова). Бог не упрекает нас (кроме случаев, когда за этим вопросом стоит бесплодный бунт), ибо данный вопрос уже содержит Божий ответ: «Так не должно быть!». Бог стоит на стороне бедных и угнетаемых, поскольку Он отрицает всякое зло. Даже во многих псалмах Бог учит нас протестовать против любой формы зла, существующего в мире.

Молитва бунтовщика, не доверяющего до конца Богу, носящая характер протеста, может содержать настоящую жажду справедливости. «И Господь не замедлит и не потерпит ... доколе не совершит суда над народом Своим и не обрадует их Своею милостью» (срав. Сир 35, 19.22). Покуда мы молимся, чтобы избавиться от несправедливости, мы не соглашаемся со злом. Горе нам, если мы прекратим вопиять ко Господу против несправедливого гнета!

 

«Господь предстал мне»

 

         Чтение из Второго послания св. ап. Павла к Тимофею можно рассматривать с точки зрения «бедного человека», несправедливо обвиненного и угнетенного. Апостол с горечью говорит: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили». Павел не становится в позицию жертвы, не просит сочувствия, не гневается на своих братьев или на Бога. Наоборот, он смело говорит о своей вере и духовном опыте, которые дали ему силу: «Господь же предстал мне и укрепил меня» ( 2 Тим 4, 17). Павел ощутил Божье присутствие в момент одиночества, когда все его покинули, в момент страдания, угнетения и плена. Он не теряет времени понапрасну, не рассказывает о своей боли, не льет слез. Апостол решительно думает об основной проблеме своего бытия: на правильном ли пути я нахожусь? Глубоко и обстоятельно он испытывает свою совесть: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Вместо того, чтобы думать, кто виноват, и кому следует приписать  ответственность за свое страдание (Богу или людям?), Павел непосредственно переходит к важнейшему вопросу: Каково мое отношение к Богу? Каков смысл страданий, которые я переживаю перед Богом? Доверяю ли я Богу, не теряю ли надежды - или же я повернулся к Божьей тайне спиной?

         Мне кажется, именно так надо «молиться» в момент испытания. Здесь, в отрывке из второго чтения, нет никаких упоминаний о молитве. Однако между строк мы замечаем, что Павел молится. Он с доверием вручает себя Господу, справедливому Судье, у Которого готов «венец правды» для того, кто претерпит до конца. Молитва заключенного Павла является гимном победы: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Павел не заблуждается, не хвалится собственной силой, не фантазирует, какой он сильный и отважный. Он просто всецело предается Господу. Именно таким образом молится верующий в страдании и бедности, в испытании и муках.

 

Молитва смиренного

 

         Фарисей и мытарь представляют собой два символа. Фарисей олицетворяет человека, надеющегося только на самого себя, считающего себя праведным из-за соблюдения Закона, но пренебрегающего ближним. Наконец, он твердо убежден в своем спасении. Здесь следует обратить внимание на связь между самомнением человека, считающего себя праведным перед Богом, и его пренебрежением к ближнему. С другой стороны, мытарь - явный грешник, однако, он обладает твердой и искренней верой человека, который, как дитя,  полагается на Божье милосердие. Вера мытаря - это полное доверие к Богу беззащитного и бедного человека. Такой человек не осуждает ближнего, он не самоуверен и не надменен.

         Контраст между мытарем и фарисеем - огромный. Фарисей не молится, хотя его монолог и выглядит как молитва. На место Бога он поставил свое «я», все прочие люди для него - это «вымогатели, грабители, обидчики, несправедливые, прелюбодеи». Фарисей хвастается тем, что он делает сверх предписанного Законом: вместо поста один раз в год, в День Очищения, он соблюдает пост дважды в неделю. Кроме того, он отдает в Храм не только десятую часть некоторых плодов - пшеницы, вина, масла, как предписано Ветхим Заветом (срав. Втор 14, 22-23), но от всего, чем владеет. С этой точки зрения, Бог - это Тот, для кого человек много и с усилием трудится, Тот, Кто постоянно требует, и тем более доволен, чем больше человек Ему преподносит. Религия фарисея - это религия Бога-господина, Которому человек обязан давать как можно больше.

         Мытарь - это символ человека, признающего, что он нуждается в Боге. Он признается в собственных грехах и молится первыми строками Псалма 51(50): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей!». Чтобы осознать отношение мытаря, надо прочитать Псалом 50 целиком: Бог прощает  грехи, открывает истинную мудрость, учит разумению, дает радость и веселие, очищает сердце и утверждает душевную крепость, приносит радость спасения. Бог не Тот, кто жаждет человеческих трудов, а Источник всех благ. Следовательно, мытарь проявляет в своей молитве подлинную веру, в то время как фарисей демонстрирует всего лишь внешнее «благочестие».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More