Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

30-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Закон - это любовь

Исх 22, 21-27; Пс 18(17), 2-3a. 3bc-4. 47 и 51ab (Пр.: ср. 2); 1 Фес 1, 5c-10;

Мф 22, 34-40

          В наших размышлениях о Божьем слове мы должны безусловно избегать любых форм «интегризма», т.е. попыток искать решения всех проблем непосредственно в вере. Но также необходимо избегать «отделения» разума от веры, что нередко случается, когда мы пытаемся воспринимать разумом «все, что делаем мы», а к сфере веры относим только «то, что делает Бог». Иными словами, мы не должны разделять или подменять ни Божью деятельность, ни наши обязанности.

          Вера должна «пропитать» все наши действия, но не для того, чтобы предложить «технические решения» проблем, а для того, чтобы дать высший и окончательный смысл всему, что мы делаем. Вера позволяет нам жить в земной юдоли так, как жил Христос, и открывает нам все, что добро и прекрасно, правильно и истинно, ибо все это исходит от Иисуса Христа. Это подтверждается также сегодняшними чтениями: любовь к ближнему – это не результат наших поисков, а дар, явленный нам в Евангелии и поступках Иисуса Христа. Любить истинно, по-настоящему - это любить так, как любил Иисус.

 

Принцип дружбы

 

          Первое чтение из книги Исхода (Исх 22, 20-26) является частью так называемого Кодекса завета, т.е. серии законов в завете с Богом, касающихся верующего народа. Именно Господь говорит к «Своему народу» (ст.21), Господь «услышит вопль их» (ст.23). Господь показывает людям пример, ибо Он «милосердный» (ст.27). Бог освободил Свой народ из земли Египетской (ст.21) и теперь дает ему законы, необходимые для того, чтобы этот народ мог жить и сохранить свободу, полученную в дар. Для этого необходимо построить новое общество, но не средствами политической и экономической власти, а на основе принципа самоотверженности и великодушия. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: лучше давать, чем ждать даров от других. Тот, кто дает и не ожидает ничего взамен, оказывает подлинную помощь ближним, одновременно отказываясь от любых попыток властвовать над другими.

          Суть закона, выраженная в виде отрицательных формулировок, запрещает «притеснять пришельца», «угнетать его», «притеснять вдову или сироту», «давать деньги под проценты», «брать в залог одежду ближнего». Социальные отношения должны руководствоваться не принципом прибыли, а принципом дружбы: экономическое неравенство необходимо устранять «анти-экономическим» способом – великодушием и щедростью. Власть одних над другими, т.е. неравенство, не должна становиться законно установленной.

          Не давать под проценты (ст.25), буквально - давать взаймы «без ощущения несправедливости» (таково буквальное значение еврейского слова nešek), означает не руководствоваться критерием обмена («do ut des», «даю, чтобы ты дал»), а давать, отказываясь от прибыли, на которую человек может иметь «право». В стихах 25-26а под ближним подразумевается бедный, имеющий «право» на свой плащ, поскольку он беден: богатый призывается - на основании принципа дружбы - отказаться от своего «права». Обратите внимание на мотивацию стиха 27: «Ибо она есть единственный покров у него... в чем будет он спать?». Не уверенность в том, что бедный сможет позднее выплатить сумму долга с процентами, но дружеское великодушие и щедрость запрещают взимать проценты по долгу, которые лишили бы бедняка средств к существованию.

          В стихе 27b Сам Бог обязуется действовать в пользу бедного, ибо Он «милосерден» (hannun). Бог слышит вопль бедного не потому, что у Него есть для этого основания, а потому, что Он милосерден. Нравственное поведение человека должно подражать Божьему милосердию и Божьему великодушию. Если мы будем толковать стих 25 следующим образом: «Если ты одолжишь деньги бедному, моему родственнику, он будет и твоим родственником», т.е. придадим еврейскому выражению ’am первоначальное значение «родственник», то весь отрывок станет понятнее: Израиль извлек урок из своей истории, узнав, что Бог является его «родственником», поэтому и Он является и «родственником» бедного и угнетаемого человека. Бог хочет превратить Израиль в братское и справедливое общество равных людей, в котором будут господствовать не деньги или «власть», а великодушие и милосердие. Но жить согласно этому образцу смогут только те, кто верует в Господа.

 

Пример Павла

 

            Павел восклицает перед Фессалоникийцами: «вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (ст.5). Безо всякого самомнения он может сказать: «И вы сделались подражателями нам и Господу» (ст.6). Но Павел также признает, что христиане из Фессалоник «стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (ст.7). Это - не пустое и надменное самомнение, а признание, что Бог привел Фессалоникийцев к обращению посредством Павла: «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов» (ст.9).

            Не только апостол, но и каждый христианин обязан быть примером. Каждый из нас должен подражать Иисусу Христу и излучать своей жизнью то, что вполне совершенно выполнял только Он Сам. Это - первый и величайший пример любви к ближнему: показать, как меняется жизнь человека, принявшего слово Иисуса и соблюдающего его, т.е. как его жизнь наполняется уверенностью, довольством и утешением посредством познания высшего смысла жизни. Таким образом мы даем другим «наиболее ценное», наибольший дар: истину Иисуса.

 

Любовь к Богу и к ближнему

 

            Первое чтение из книги Исхода говорит нам, что, когда мы оскорбляем или угнетаем кого-нибудь, мы оскорбляем в его лице Бога, ибо человек является образом Бога. Если  человек не будет всеми силами служить братьям, он не сможет истинно любить Бога, Который - из любви к каждому из нас - стал нашим братом, послал Своего Сына, чтобы стать человеком, подобным нам. В отрывке из Евангелия Иисус тесно ассоциирует любовь к Богу с любовью к ближнему, говоря, что «вторая же подобная первой (заповеди)», и добавляя, что все Священное Писание, «Закон и Пророки», опираются на эти две заповеди.

            Обращение к Богу, упоминаемое во втором чтении, должно проявляться в практической жизни, и именно такая жизнь является по-настоящему христианской. Между верой и любовью, между ортодоксией и ортопраксией существует жизненно важная связь, поэтому любовь и вера не могут оторваться друг от друга без ущерба для одной из них. Объединяя эти две заповеди, Иисус учит нас, что наша вера не будет истинной, если мы не будем подражать Ему в конкретном поведении, подобающем возрожденным существам. Это поведение проявляется в любви.

            При чтении этого простого и понятного отрывка из Евангелия нам немедленно приходит в голову возражение: якобы христианская любовь бесплодна и имеет обратный эффект, потому что вместо милостыни и добровольной благотворительной деятельности  мы пытаемся решать социальные проблемы с точки зрения справедливости, солидарности, принципов достоинства человека, основных прав человека и т.д. Люди нередко критикуют наши воскресные проповеди о любви к ближнему за то, что они являются бессмысленным и пустым набором слов или болтовней, либо теоретическим наставлением, не предполагающим никаких радикальных общественных перемен. В качестве примера людей, «любящих ближних», нам предлагают профсоюзных деятелей, политиков, экономистов и т.д.

            На эти упреки мы отвечаем максимально кратко, говоря людям, что смиренная любовь и благотворительность, разменянные по мелочам, не требует особых усилий ни от профсоюзных деятелей, ни от политикой, ни от экономистов любого государства. Христианская любовь видит в человеке образ, лик Бога, и тем самым углубляет существующую общественную нравственность, без которой распаду подверглись бы как отдельные лица, так и государства. Более того, христианская любовь, оживляемая «Божьей   истиной», в которую мы веруем, воплощает «истину любви», т.е. понимание и сострадание к человеческим нуждам вкупе со стремлением к истине. Поэтому подлинная любовь к ближнему является даром истины, истинного знания о Боге и человеке. И эта правда о Боге и о человеке, явленная нам через Иисуса Христа, необходима миру превыше всего: «благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин 1, 17).

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More