Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

31-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Единый Отец, единый Учитель

Мал 1, 14b-2, 2b. 8-10; Пс 131(130), 1. 2. 3; 1 Фес 2, 7b-9.13; Мф 23, 1-12

 

          Человек, обладающий некими полномочиями в обществе, нередко требует, чтобы к нему обращались с использованием почетных титулов, а также любит окружать себя слугами. Почетное звание зачастую также является демонстрацией власти. Иными словами, титулы и слуги являются выражением определенного образа мыслей и жизни, основанного на соперничестве и власти. Но такая власть разделяет людей, отделяя сильных и влиятельных от слабых, слуг от их господ, хозяев и «боссов» от их служащих. Из-за этого вспыхивают конфликты и социальная борьба, возникает враждебность и классовое расслоение общества. То, что могло бы казаться безобидным проявлением тщеславия (любовь к титулам), зачастую становится проявлением грубого и эгоистичного способа создания общественных отношений. Каким образом реагирует Иисус на подобные проявления, и какое общество Он желает создать?

 

Нет иных учителей

 

          Иисус говорит Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья» (Мф 23, 8). И добавляет:  «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф 23, 10).

          Евангелист Матфей реагирует на проблему титулов в Церкви основательно и чувствительно - гораздо более чувствительно, нежели реагирует на эту проблему сама Церковь. Матфей даже доходит до запрета титула «учителя», несмотря на то, что это слово скорее означает церковную должность, нежели почетный титул.

          Верно, что ученики почтительно обращались к Иисусу титулом «равви» (что буквально означает «ваше высочество»). Но верно и то, что Иисус сделал замечание человеку, обратившемуся к Нему словами  «Учитель благий!», говоря: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10, 17-18).

          Ученики Иисуса формируют единую семью, в которой все являются братьями, а не школу, в которой есть учитель и его ученики. В обыкновенной семье отец может быть учителем по профессии, брат - инженером, сестра - фармацевтом, мать - врачом, но семейные отношения строятся между отцом, матерью, братом и сестрой, независимо от их званий. Разве не такими должны быть взаимоотношения в Церкви? Очевидно, что каждый при этом сохраняет и выполняет свою роль.

 

Нет иного Отца

 

          Иисус говорит: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23, 9). Вероятно, что, обращаясь к «Отцу», Иисус пользовался арамейским словом «абба» - словом, которое используют дети в доверительных разговорах, и которое является эквивалентом нашего слова «папочка».  Почему Иисус высказывает подобный запрет?

          Если мы посмотрим на учеников Иисуса, мы увидим, что они оставили отца, мать, работу, чтобы последовать за Иисусом, и что они стали частью новой семьи Иисуса.  Иисус требует, чтобы мы были готовы оставить нашу собственную семью, если хотим принадлежать Ему: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26). Но в новой семье Иисуса есть Отец - Небесный Отец. Для учеников Иисуса Бог стал Отцом вместо земного отца: «абба». Последовав за Иисусом и оставив своего земного отца, ученики обрели Отца Небесного. И Отец заботится о них: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6, 32).

          В этом контексте нам следует понимать молитву Отче наш: это молитва учеников, оставивших все и нашедших Отца, которого они просят о насущном хлебе.

          Ученики не должны называть «отцом» кого-либо другого на земле. Они входят в новую семью Иисуса, все члены которой являются братьями и сестрами друг для друга. Единственный, кто имеет авторитет и власть в этой семье - это Бог. В отношениях между учениками уже нет отношений господ и рабов. Было бы странно, если бы ученики искали других «отцов» среди своих соучеников, если они уже оставили земных отцов. Поэтому они находят братьев, сестер, матерей и детей, но не отца, ибо уже обрели Небесного Отца.

 

Все – слуги

 

          Иисус выражает Свое мнение следующим образом: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф 23, 11). Следует вспомнить образ жизни самого Иисуса. Он отказался от того, чтобы другие служили Ему – например, во время Тайной вечери, когда Он не пожелал, чтобы ученики омывали Ему ноги (Ин 13, 1-20).

          У иудеев была традиция, согласно которой учитель допускал, чтобы его ученики  обслуживали его. Об этом свидетельствует также известное изречение раввина Йоханана, современника Иисуса, сказавшего: «Всякий, кто препятствует своему ученику, чтобы тот служил ему, подобен человеку, препятствующему, чтобы учение любил его». Но Иисус – это не обыкновенный иудейский учитель. Он пришел для того, чтобы служить другим, а не для того, чтобы другие служили Ему. И Его ученики должны жить так, как Он.

          Поэтому Евангелие сегодняшнего воскресенья предлагает нам идеал братской общины без отцов и титулов, общину слуг, т.е. общину, полностью противоположную мирским обществам, в которых отношения основываются на господстве, власти, обслуживании и титулах (срав. Мк 10, 42-45).

          Иисус предлагает совершенно другую общину, т.е. общество иного типа, отличающееся от обществ, построенных людьми. Давайте зададимся вопросом: действительно ли наши христианские общины зиждутся на этих требованиях Евангелия?

 

Два контраста

 

          Два других литургических чтения обрисовывают картину, в которой Евангельская весть толкуется с двух противоположных сторон: чтение из Книги пророка Малахии направлено на критику корыстолюбивого служения алчных иудейских священников, а чтение из Первого послания к Фессалоникийцам положительно характеризует служение апостолов.

          Малахия обращается к священникам: «Итак для вас, священники, эта заповедь» (Мал 2, 1). Критика священнослужителей мотивирована фактом, что они забыли Божье учение, не соблюдали Закон, не приносили жертв Богу согласно культовым предписаниям. Возможно, они думали, что достаточно совершать обряды и торжественные богослужения. Но Бог является единым Отцом для всех («Не один ли у всех нас Отец?» (Зах 2, 10)) и поэтому желает, чтобы мы жили как братья. В следующих стихах, которые в литургии не читаются, приводится толкование этих слов: Бог хочет, чтобы мы были лояльны и соблюдали супружескую верность. Бог примет жертву только тогда, когда она связана с благонравным поведением, содействующим построению общества Божьего народа.

          Во втором чтении апостол Павел призывает нас понять истинную суть его  апостольского служения. В нем нет стремления властвовать или быть учителем для кого-либо: апостол испытывал тяготы, страдания, утомительный и изнурительный труд только потому, что он любил своих братьев подобно матери и питал их Божественной благой вестью. Но Павел не предъявляет никаких требований к титулу учителя, он не собирается проповедовать собственные идеи: он проповедует только «Божье Евангелие». Фессалоникийцы приняли проповедь Павла как истинное, настоящее Божье слово. Ибо только Бог является Учителем, а Его слово по-настоящему действует в верующих.

          Как в чтении из пророка Малахии, так и в отрывке из Первого послания к Фессалоникийцам, речь идет о «пути» (Мал 2, 8) и «слышанном слове» (1 Фес 2, 13), что означает не «учительство» в человеческом понимании, а служение Божьему «Закону» (Мал 2, 8) и «Божьему слову» (1 Фес 2, 13), ибо существует только один Бог, Отец всех, Который действует в тех, кто верует и принимает проповедуемое им слово.

          Поэтому чтения сегодняшнего воскресенья в конце литургического года призывают всех служителей Слова к тщательному испытанию совести: как именно мы проповедуем Божье слово? Как мы подходим к микрофону, чтобы проповедовать Божье Евангелие - с смиренным желанием послужить бесконечно великому Слову или со строгостью учителя? Готовы ли верующие, которые слушают нас, принять «проповедь» как Божье слово и Божье дело, а не как скучную религиозную лекцию человека, претендующего на то, чтобы быть учителем?

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More