Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Двузначность глагола «давать»

 

3 Цар 17, 10-16; Пс 146(145), 6c-7.8-9a.9bc-10 (Пр.: 1); Евр 9, 24-28; Мк 12, 38-44

 

              Глагол «давать» предполагает под собой, почти безграничные возможности для риторической игры слов. Однако не следует забывать о критическом подходе. Ибо слово «дать», «давать» столь же двусмысленно, сколь и другие человеческие слова. Защитники определенного направления современной культуры убеждены: все, сделанное человеком – сделано во благо. Подчас такие люди напрямую придерживаются мнения, что все существующее в мире произведено человеком. Поэтому слово «давать» символизирует власть, богатство и превосходство. Этот предрассудок, основанный на высокомерии, превращает деятельность, выраженную глаголом «давать», в тщеславное самовосхваление и проявление гордыни. Даже чистота взаимоотношений с Богом может быть повреждена вследствие ложного понимания слова «давать»: мы рискуем счесть, что даем Богу что-нибудь значимое. В этом случае – в отличие от вышеуказанного – человек воспринимается как «крепостной крестьянин», а Бог - как «барин», которому следует выплачивать требуемый «оброк». Причина такого искаженного восприятия в том, что отношения между людьми, и равно между человеком и Богом, воспринимаются как «взаимовыгодный обмен». Нам трудно размышлять о бескорыстии, еще труднее – быть по-настоящему бескорыстными! Между тем, деятельность, описываемая глаголом «давать» - и есть подлинное, преисполненное любви бескорыстие. Мы поймем это лишь тогда, когда выработаем правильное мнение о Боге, Любящем Бескорыстии par excellence.

 

Божии дары

 

         Беседа пророка Илии и бедной вдовы из Сарепты Сидонской начинается с просьбы: «дай мне немного воды в сосуде напиться», - просит пророк,  - «и возьми для меня  и кусок хлеба!»  Вдова отвечает, что у нее осталась всего лишь «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине», которых едва ли хватит для нее и ее сына. У нее нет ничего, чем она могла бы поделиться с другими - она сама страдает от голода и не ждет ничего, кроме смерти. Бедность этой женщины означает не только полное отсутствие «власти», но и «смерть». Она не в состоянии дать что-либо, ибо у нее ничего нет, и она понимает, что вскоре умрет. Ей нечего «дать» даже самой себе.

            Бог приходит на помощь этой ужасающей нищете посредством пророка:  «говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет». Бог приходит на помощь со Своими неисчерпаемыми дарами. Бедная женщина даже не еврейка по происхождению (она – родом из Финикии), однако Бог помогает ей, невзирая на различия между народами и странами. Ибо Он – един для всех.

            Этот случай весьма показателен. Как во времена пророка Илии, так и в наши дни, на земле процветает бедность - не только в экономическом плане (как в описанном случае), но и бедность как катастрофический недостаток любви, надежды и великодушия. Множество людей страдают от внутренней пустоты и потери жизненной радости!

           Мы тоже страдаем от бедности, внутренней пустоты, отчаяния и одиночества, поскольку зачастую полагаем, что возможность «давать» исходит только от нас самих. Одних только материальных богатств не хватит для того, чтобы построить нормальную жизнь – но слишком часто мы обращаем внимание только на «предметы», которые можно обменять на что-нибудь. О, если бы нам удалось узреть Бога – Он бы утолил нашу жажду! Ежедневно Он учит нас тому, чего мы не хотим понимать. Мы считаем, что жизнь немыслима без предметов, которыми мы жаждем обладать. Но с другой стороны, мы полагаем, что можем прожить без Бога. Вдова из Сарепты также считала, что без хлеба и масла она не сможет выжить. Однако благодаря пророку, она поняла: единственное, без чего нельзя прожить – это Бог. Позволив Богу войти в нашу жизнь, мы больше не будем страдать, и даже недостаток хлеба и масла не будет для нас поводом для отчаяния. Бог придет нам на помощь и не оставит нас. Он пошлет нам навстречу пророка Илию.

 

Иисус – Дар для нас

 

           Бог непохож на земное истощимое благо, сродни хлебу и маслу вдовы из Сарепты. Непохож Он и на личность (богатую или бедную), которую мы могли бы использовать в своих целях. Бог – это бескорыстный Дар, но этот дар дается не для обыкновенного использования. Он дарует нам Себя как Бог, как Тот, Кто может коренным образом преобразить нашу жизнь и дать ей настоящую радость.

           Иисус Христос – величайший Божий Дар. Он умер ради нас, воскрес из мертвых и «вошел в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие». Он – единственный истинный и совершенный «Священник», являющий нам Бога. Он непохож на ветхозаветных священнослужителей, приносящих множество жертв за себя и других. Иисус, в отличие от них, «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею». Он принес в жертву Богу не животных или какие-либо предметы, а Себя Самого, и этим совершенным жертвоприношением даровал нам Бога.

           Бог, даровавший нам Иисуса, является  Богом для всех – и для бедных, у которых ничего нет, и для тех, кто в глазах других людей ничего не значит, и для грешников. Таков величайший дар Иисуса: Он готов даровать Бога любому человеку, который готов принять Его от всего сердца и всей душой.

         Христианин – это человек, памятующий о том, что случилось «однажды» (смерть и воскресение), и живущий в ожидании того, что случится «вторично», когда Иисус вновь придет «для ожидающих Его во спасение». Действительно ли мы является таковыми христианами?

 

Отдать все

 

           Законники вынуждены выслушать строгое поучение Иисуса, в котором Он упрекает их в претензиях к верховной власти, проявляющейся в их длинных одеждах, в том, что их приветствуют первыми, что они сидят впереди в синагогах и занимают первые места на пиршествах. Это не просто безобидная тщетность и суета. Ибо Иисус говорит: «сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся» наживаются за счет бедняков и притворяются благочестивыми. Такими законниками руководит исключительно необузданная жажда денег и богатства, жажда обладания чем-либо, удовлетворяемая за счет показной набожности. Они не умеют давать даром, бескорыстно.  Жажда богатства (в различной форме) стала для них богом.

         Иисус наблюдал многих богатых людей, дающих крупные пожертвования в сокровищницу. Эти люди казались щедрыми и благочестивыми, однако они жертвовали только излишком своего богатства, давали от избытка своего, т. е. то, что не было необходимым для их жизни. В сущности, у них была возможность определить на свое усмотрение, что им нужно, а без чего они могут обойтись. Они поступали так только затем, чтобы люди видели их щедрость и набожность. Быть может, они были вполне искренними в своих действиях или по крайней мере считали себя таковыми, однако их действия не отличались глубиной, были поверхностными и пустыми.

           Также в Храм пришла бедная вдова, положившая в сокровищницу всего лишь две лепты, составляющие квадрант – все, что у нее было на пропитание. Но ее жертва была велика, ибо по сути она пожертвовала самой собой. В «Божию сокровищницу» она положила всю свою жизнь, все имущество: ее действие было наполнено решительностью и величайшей глубиной.

           Иисус похвалил эту женщину: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». Она отдала «все, что имела на пропитание свое», т. е. «свою жизнь». Поступок вдовы предполагает полное доверие к Богу и Его Провидению, решение предать всю свою жизнь на волю Божию. И пусть ее жертва незначительна сама по себе - однако она наполнена благороднейшим намерением: полной самоотдачей.

       «Дар» бедной вдовы означает отречение от упования на все человеческие средства, на которые мы полагаемся, и абсолютное вверение себя Богу.  Именно такую веру Иисус требует от принимающих Его предложение. Бог – наша единственная абсолютная «Ценность», ради которой стоит отказаться от всего, что у нас есть. Блажен тот, кто становится бедным добровольно, по собственному решению и во свете веры следует за Христом, ибо он получит в награду Царствие Небесное.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More