Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

32-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Час свадьбы

Прем 6, 12-16; Пс 63(62), 2. 3-4. 5-6. 7-8 (Пр.: ср. 2b); 1 Фес 4, 13-18; Мф 25, 1-13

 

          Все мы знакомы с «игрой в прятки», когда каждый стремится избавиться от ответственности за какие-либо неполадки и свалить ее на других. Владельцы обвиняют рабочих, рабочие - владельцев, одна сторона нападает на других, обвиняя их в ответственности за судьбы родины и т.д. Кто готов взять на себя ответственность в полном объеме и признать собственные ошибки?

          Кроме того, игра «в прятки» ведет к непостоянству при выполнении своих задач. Например – человек устал, хочет спать, поэтому сваливает свою работу на других. И при этом мы должны с надеждой смотреть вперед – в завтрашний день! Но какая может быть надежда, если современный человек напрочь отказывается нести ответственность за свои поступки?

 

Ответственные за свои деяния

 

        Все Евангелие сегодняшнего воскресенья сосредоточивается на грядущем приходе жениха, которого ожидают десять дев. Решающим фактором является задержка жениха: «жених замедлил» (ст.5).

          Его пришествие невозможно предугадать, его нельзя запрограммировать. Очевидно, что он придет, но никто не знает, когда это случится.

          Поэтому это ожидание может выражаться исключительно в постоянной и непрерывной «готовности» выйти навстречу жениху. Если  человек точно знает час чьего-либо прихода, у него есть  время, чтобы распланировать все дела и подготовиться к его визиту. Но если этого визита нельзя предвидеть, человек должен пребывать в постоянной готовности, ибо горе нам, если нас застанут неподготовленными!

              Десять дев символизируют тех, кто ожидает прихода жениха. Но эта группа делится на пять мудрых и пять неразумных дев. Мудрость мудрых дев состоит в том, что они запаслись маслом для светильников, которого хватит до самого прихода жениха, на сколько бы он ни задержался. Что означает масло? Оно является символом твердой верности и постоянства. Остаться без масла означает не справиться с своими задачами, остановиться в пути, не выполнить принятые на себя обязательства. А уж это – определенно неразумное поведение.

          Пять неразумных дев попытались в последний момент попросить масла у мудрых дев. Но никто не может заменить другого человека, делая то, что должны были сделать другие. Поэтому можно понять строгий ответ мудрых дев неразумным: «Пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф 25, 9). Это все равно, что сказать: «Если вы допустили оплошность, извлеките урок из своих ошибок и старайтесь исправиться, пока у вас еще есть время!».

 

Мудрость в поступках

         

            Женихом является Сам Господь Иисус Христос, десять дев символизируют Его учеников, «приход» жениха означает либо Его историческое пришествие, либо Его второе, окончательное пришествие. Притча объясняет проблему различия между пришествием Господа и готовностью принять Его. Кто же мудр, а кто неразумен?

          Евангелие от Матфея помогает нам распознать личность «мудрого» ученика. Мудрым является тот, кто осуществляет волю Отца, а не довольствуется громкими словами: «Господи, Господи!», как это делают неразумные девы (срав Мф 5, 19; 7, 21). Матфей говорит (Мф.7, 24): «Итак, всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». «Мудрость» заключается не только в том, что мы слушаем и понимаем, но и в том, что мы воплощаем услышанное на практике: речь идет о теоретическо-практической мудрости. «Верным и благоразумным» христианином является тот, которого господин «найдет поступающим так» (Мф 24, 45-46), то есть надлежащим образом выполняющий доверенную ему задачу. Таким образом, христианская «мудрость» заключается в верном и постоянном, последовательном и действенном выполнении своих обязанностей. Только так можно сохранить масло в наших светильниках! Зажженные, сияющие светильники являются символом добросовестного, старательного и действенного бодрствования.

          Когда приходит жених, неразумные девы говорят ему: «Господи! Господи! отвори нам» (ст.11). Но он отвечает: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (ст.12). Господь Иисус «знает» тех, кто «признает» Его, т.е. Он принимает тех, кто выполняет волю Отца. В конце света всех учеников будут судить на основании их конкретных и действенных поступков, в которых проявляется и реализуется истинная вера. «Бодрствование» (ст.13), к которому нас призывает Иисус, должно быть для нас не каким-то пассивным и бездеятельным ожиданием, а практическим прилежанием и усердием в выполнении Божьей воли.

          Мы должны усердно принимать ответственность за наши задачи, не сваливать их на других людей, не бежать от обязанности ежедневно и плодоносно выполнять Божью волю. Иными словами, мы должны быть готовы ко Второму пришествию Иисуса Христа, направляя на Него свой взгляд и прилагая все усилия для выполнения наших повседневных обязанностей.

          Первое чтение тоже показывает нам пример такого мудрого христианского подхода. Отрывок из Книги премудрости Соломона (6,12-16) описывает Премудрость как прекрасную женщину, сияющую необыкновенной красотой, которую праведники ищут, любят и находят. Она сама выходит навстречу тем, кто страстно жаждет ее. Такая премудрость является божественным свойством, открытым для тех, кто «ради нее бодрствует» (срав. ст.15), и «достойных ее» (ст.16).

          Согласно Книге премудрости Соломона, Премудрость является не первоначальным принципом реального мира, которого искали мудрые иудеи, а тем, что внутренне соединяет человека с Богом, то есть тем, что христианское богословие называет «благодатью». Из нее рождается благочестивая  жизнь и подлинная нравственность.

          Такое значение «Премудрости» в сущности совпадает с пониманием мудрости в Евангелии от Матфея. Мудрые девы имеют при себе масло, их светильники зажжены, поэтому они смогут узнать жениха: они имеют внутреннюю способность увидеть и принять жениха. Неразумные же девы не имеют света, поэтому они слепы. Они не смогут сделать ничего иного кроме как попросить мудрых дев, чтобы те сделали вместо них то, что должны были сделать они сами.

 

Ожидание воскресения из мертвых 

 

          Но действительно ли жених придет - или мы только мечтаем и строим иллюзии о будущей жизни? Апостол Павел опровергает это сомнение, которое он приписывает неведению (1 Фес 4, 13). Христианская вера основывается на уверенности в том, что Иисус умер и воскрес из мертвых: «Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет в Ним» (ст.14). Здесь объясняется то, что в притче из Евангелия символически именуется «свадьбой». Вечная «свадьба» - это жизнь с Иисусом: «и так всегда с Господом  будем» (ст.17). Это будет полноценная и  великолепная жизнь с Иисусом и со всеми, кого Бог соединит с Ним.

          Воскресение Иисуса из мертвых является гарантией того, что эта надежда не напрасна, что она является не пустой иллюзией, а подлинным утешением. Поэтому Павел ободряет нас: «Итак, утешайте друг друга сими словами!» (ст.18). Память о случившемся, т.е. о воскресении Иисуса, является основой надежды на будущее – т.е. на окончательное пришествие Иисуса и «собрание» Его учеников. Поэтому «вера» - это не только взгляд в прошлое, но и надежда на будущее, подготовленное Богом для нас через воскресение Своего Сына.

          Как в отрывке из Евангелия, так и в чтении из Послания к Филиппийцам мы ощущаем волнующее эсхатологическое ожидание первых христиан, их страстное желание окончательного пришествия Иисуса Христа. Для них будущее не являлось только каким-то абстрактным или материализированным представлением, означало не только какие-то «новейшие события» или «последние события», но и встречу и совместную жизнь с настоящей личностью - с воскресшим Господом. Одновременно мы узнаем из этих библейских текстов, что эсхатологическое ожидание не отдаляет, не уводит христианина от настоящего и от ежедневных обязанностей. Единственным правильным способом ожидания Господа Иисуса и готовности к Его  пришествию является последовательное осуществление Его приглашения жить так, как жил Он, здесь и сейчас, в этом мире.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More