Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Будем подобны Ангелам

 

2 Мак 7, 1-2.9-14; Пс 17(16), 1.5-6.8 и 15 (Пр.: 15b); 2 Фес 2, 16-3, 5; Лк 20, 27-38

 

         Что с нами будет после смерти? Куда попадают умершие? Э. Канетти писал: «Беззащитность мертвых - самая непонятная вещь. Я очень люблю своих покойников и хотел бы поместить их на какое-либо почетное место (считаю унизительным, что их кладут в гроб и хоронят). Я ничего не знаю об их судьбе, однако я решил продолжать любить их вопреки всеобъемлющему страху от этой неопределенности». Думать о мертвых не означает думать о «других», ведь и мы рано или поздно несомненно умрем. Спрашивать о мертвых - значит стремиться понять собственную окончательную судьбу. Библейские чтения сегодняшнего воскресенья приглашают нас серьезно задуматься над  учением веры, содержащемся в словах: «Верую в воскресение тела и жизнь вечную». Действительно ли мы ожидаем пришествия Иисуса? С каким волнением? мы ждем визита важного лица в наш дом! Влияет ли ожидание пришествия Иисуса на нашу жизнь в такой же мере? Какое влияние ожидания будущего оказывает на наши решения и наше поведение в настоящее время?

 

Мученики умирают не напрасно

 

         В Ветхом Завете вплоть до второго века до пришествия Христа люди были убеждены, что мертвые попадают в шеол, т. е. в мир мертвых, где они ведут безрадостное существование во тьме. По сути, их жизнь настолько эфемерна, что ее нельзя назвать «жизнью». Со времен Маккавейских мучеников, созрела вера в воскресение из мертвых. Почему во время этих мучеников произошел такой переворот в вере?

         Видя жертву мучеников, умерших с верой в своего Господа и борясь за дело, которое они считали правым, израильский народ спрашивал: «Может ли Бог покинуть этих Своих верных в царстве мертвых?». Верующим евреям казалось невозможным, чтобы Бог не поддержал Своих мучеников. Ведь в этом случае Бог оказался бы неспособен применить Свою силу и Свои права и допустил бы, чтобы Его враги одержали победу. Иными словами, раз Бог - Творец и Источник жизни, не может ли Он возвратить мученикам жизнь?

         Вера в воскресение из мертвых созрела в Израиле в подтверждение суверенного господства Бога Создателя и Спасителя и как признание Его права и возможности «изменить» судьбу Его верных мучеников. Верить в воскресение мучеников - значит сознавать, что они умерли не напрасно.

         Первое литургическое чтение приводит отрывок из Второй Книги Маккавейской, в котором семь братьев Маккавейских умирают с твердым убеждением, что Бог их «воскресит к новой и вечной жизни». Следует заметить, что Бог способен воскресить мертвых, ибо Он «Царь мира» (стих 9), Создатель, от Которого мы получили тело (стих 11). Создатель, Господь жизни, победит смерть и воскресит праведников для вечной жизни; но для тех, кто отвергнет Его - воскресения к жизни не будет (срав. стих 14).

         В случае Маккавейских мучеников выдвинута проблема, что человек должен избрать - Божью справедливость или собственную жизнь. Они умерли, верные своему убеждению, что Божья справедливость сильнее смерти. Маккавейские братья умирают, уверенные в том, что они умирают за Божью справедливость. Поэтому они не могут уйти в небытие, напротив -  они войдут в подлинный реальный мир, в настоящую жизнь.

 

Вечное утешение

        

Св. ап. Павел пишет к Фессалоникийцам: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати». Думает ли Павел о скорейшем втором пришествии Господа, говоря о «вечном утешении и благой надежде»? Быть может, в определенных моментах даже самого апостола увлекла мысль о скорейшем пришествии Господа, ибо у него имелась сильнейшая уверенность, что «день победы» уже свершился в смерти и воскресении Иисуса Христа. Однако он хочет, чтобы христиане заботились о настоящем, «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес 3, 1), чтобы все научились доверять, ибо «верен Господь» (2 Фес 3, 3-4), чтобы люди исполнили все, что Он повелел (2 Фес 3, 4), и чтобы они с Божьей благодатью жили «в любви Божией и в терпении Христовом» (2 Фес 3, 5). Христианин живет в настоящем, но не как человек без надежды, а как тот, кто уже в настоящем видит зарождающееся будущее. Таким образом, жизнь в настоящем и надежда на будущее связаны с верностью Бога, уже проявившейся в прошлом в истории спасения, а особенно - в воскресении Иисуса из мертвых.

 

Бог живых

 

         Высказывание, являющееся центром сегодняшнего чтения из Евангелия, находится в самом конце чтения: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лука 20, 38). Он любит жизнь, ибо в Нем таится вечный, неиссякаемый Источник Жизни. Бог не посылает смерти – более того, можно смело заявить, что Бог ненавидит смерть. В Книге Премудрости Соломона говорится: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем 1, 13-14). Все творения созданы для жизни. Бог не вкладывал в них яда смерти. Целью, к которой стремится все творение, и которую Бог, Податель Жизни, дал созданиям – это жить вечно. «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2, 24). Настоящая смерть, полная и окончательная, в сущности касается только «безбожных», тех, кто открыто, активно и всецело отвергают Бога. Грех жадно притягивает к себе смерть как свой желанный плод, и тот, кто грешит, подпадает под власть смерти: «нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем 1, 16).

         На этом вышеописанном ветхозаветном фоне указан разговор нескольких саддукеев, отрицающих воскресение из мертвых. История семи братьев кажется им неразрешимой проблемой!

         На самом деле, приведенный разговор вызывает недоверие и высмеивает его инициаторов, поскольку они сами продемонстрировали свою неспособность что-либо   понять. Вопрос стоит так: стоит ли верить в воскресение из мертвых, посредством которого человек входит в небесный мир и становится его частью, где воскресшие  «не женятся и замуж не выходят», даже «и умереть уже не могут», ибо целиком и окончательно живут Божественной жизнью?

         Загробный мир - это не обыкновенное продолжение жизни сего мира. Это даже не «иной мир», а новый небесный, божественный образ жизни. После воскресения из мертвых мы будем жить в совершенстве как Божии дети: они «суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». Итак, попасть на Небо означает жить в совершенстве как Божии сыны, сыны истинного Бога, являющегося абсолютной, совершенной Жизнью. В Небе уже не будет земных «должностей», сословий, учреждений, ибо не станет причины для их существования.

         Поэтому задавать такие вопросы, как задали саддукеи – глупо! Хотя многие христиане подчас задают подобные вопросы, продиктованные воображением и плохо сдерживаемым любопытством.

         Во время воскресения будут люди «равны Ангелам». (Меня всегда трогает эта фраза Луки, которой, по мнению экзегетов, нет ни в других книгах Библии, ни в иных сочинениях древних веков. Только Лука использовал это выражение). Он как будто говорит, что нам нет необходимости фантазировать, выдумывать что-либо о грядущей вечной жизни. Мы можем определенно сказать, что это будет ангельская, небесная жизнь. Мы будем жить как ангелы, с Богом и для Бога в Его «мире».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More