Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

В ожидании  Его пришествия

 

Дан 12, 1-3; Пс 16(15), 5 и 8.9-10.11 (Пр.: 1); Евр 10, 11-14.18; Мк 13, 24-32

 

            По мере того, как мы приближаемся к концу литургического года, Церковь побуждает нас устремить взгляд на второе пришествие Господа Иисуса. Евангелист Марк описывает окончательное пришествие «Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» удивительно яркими красками, вызывающими страх и изумление, пользуясь приемами еврейского литературного жанра, широко распространенного при жизни Иисуса Христа.

           Согласно описанной апокалиптической картине, пришествие Спасителя разрушит всю видимую Вселенную. Тогда Он соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба, и исполнит Божий план спасения.

      Никто не знает, когда пробьет этот последний, решающий для истории мира и человечества час. Но христианин уже знает воскресшего и прославленного Иисуса Христа, грядущего в конце веков.

        Христианское ожидание – это не только напряженное выжидание неизвестного и неопределенного будущего: это преисполненное доверия и надежды ожидание живой Личности, уже сейчас присутствующей в Церкви. Отношение Церкви ко Второму пришествию Спасителя можно резюмировать литургическим возгласом: «воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего».

 

Желанное избавление

 

         Первое чтение, взятое из Книги пророка Даниила, мы можем рассматривать в контексте времен, пришествия Сына Человеческого, описанных евангелистом Марком. В период преследования иудеев при Антиохе Четвертом Епифане, многие погибли мученической смертью ради верности иудейской религии и защиты своих религиозных традиций, которым угрожала уничтожением атеистическая политика безбожного царя-диктатора.

         В этой обстановке, когда гибли невинные мученики, пророк Даниил проповедует окончательную победу Бога и победоносное пришествие Его Царства. Это спасительное Божие вмешательство пророк описывает как «воскресение из мертвых». Это еще не воскресение в Новозаветном смысле, однако, оно предвосхищает восстановление первоначального Божьего замысла и порядка благодаря внезапному и неожиданному спасительному Божиему суду, а также обещает, что мученики будут окончательно включены в состав Божьего народа. Как христиане, мы можем понимать этот ветхозаветный текст в свете воскресения Иисуса Христа. Ибо Он также является невинным Мучеником, Которого Бог воскресил  из мертвых как Первенца и залог нашего воскресения. Мы с Церковью ожидаем Его с надеждой, призывая  Его  последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».

 

Причина для надежды

 

         Ожиданиям людей всегда угрожают иллюзии и разочарования. Насколько обосновано ожидание второго пришествия Господа Иисуса? Богатый содержанием отрывок из Послания к Евреям мы можем понимать как возвещение причины нашей надежды. Мы с уверенностью ожидаем Того, Кто единожды и навсегда принес Самого Себя как уникальную и неповторимую жертву Богу-Отцу; отныне Христос - наш Всевышний Спаситель, восседающий одесную Бога, абсолютный Искупитель, свершивший все, что было необходимо для спасения человечества. Именно на этом единственном и неповторимом событии основана наша надежда. Полная победа Христа над грехом и смертью уже свершилась. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». В течение нашей жизни мы пребываем в пути и постепенно «освящаемся» до той меры, в которой веруем Христу и воссоединяемся с Ним, однако Его жертва совершенна и абсолютно эффективна.

         Наше ожидание обосновано победой, свершившейся в лице воскресшего Иисуса Христа, грядущего во славе в конце времен. Мы живем в настоящем с надеждой на будущее, ибо Христос в прошлом уже положил начало окончательному преображению, которое осуществляется в нас посредством духовной борьбы, мужественного переживания трудностей и рисков нашей земной жизни.

Разнообразие жертв, ежедневно приносимых ветхозаветными священнослужителями, свидетельствует об их бессилии и неспособности спасти нас.  Исключительность жертвы Христа является доказательством ее абсолютной действенности.  Нам не следует ожидать иного Спасителя, иной жертвы, иного прощения грехов: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них». Во Христе в полной мере свершилось спасение, которого мы ожидаем, и которое всецело проявится в нас и во всей Вселенной в конце времен.

Воскресная Месса – важнейшее событие в жизни христианской общины, во время которого Христос укореняет дело спасения в нашу личную жизнь и жизнь церковной общины, чтобы мы смогли наполнить ее динамикой и подлинным высшим смыслом. Христианское ожидание – это не бегство от жизни и земных обязательств, а единение с нашим Спасителем - Христом, с единственным, Кто может дать смысл нашему бытию и обеспечить окончательный успех наших усилий. Уникальная Христова жертва, с которой мы соединяемся в Евхаристии, способна преобразить наше существование и житейское поведение, ниспосылая нам огромный дар любви и божественной жизни. Только благодаря этой жертве, наши преображенные жизни становятся подлинной закваской нового общества.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More