Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Воскресный цикл – A

33-е рядовое воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Вознагражденное трудолюбие

Притч 31, 10-13. 19-20. 30-31; Пс 128(127), 1-2. 3. 4-5 (Пр.: ср. 1a); 1 Фес 5, 1-6; Мф 25, 14-30

 

          Определенное культурное течение нашего времени, которое мы называем «культурой трудолюбия», ставит работу – а также оплату труда - на первое место в шкале ценностей. Работать-производить-зарабатывать - это «спасительная» троица материалистической культуры. Такая культура нередко обвиняет верующих в паразитизме, в том, что они тратят драгоценное время на непродуктивную и бесплодную деятельность. Эта материалистически настроенная культура жестока и немилосердна к старикам и больным. Что говорит об этом Иисус? Правда ли, что веровать - значит избавиться от обязательств, не принимать активного участия в жизни, лениться, медлить, пассивно ожидая Царства Небесного? Чтобы ответить на эти вопросы, было бы полезно перечитать все Евангелие от Матфея. Однако, отрывок из чтения сегодняшнего воскресенья уже сам по себе является знаменательным текстом.

 

Бог и Его ученики

 

          Притча из Евангелия описывает господина и троих слуг: сюжет строится на взаимоотношениях между этими двумя полюсами, господином и слугами. Очевидно, что речь идет о символической связи между Богом и учениками Иисуса.

          Господин поручил своим слугам «имение свое» (ст.14). Речь идет об очень щедром господине, дающем «каждому по его силе» (ст.15). Однако, этот господин также весьма требователен, ибо после долгого путешествия он «требует у них отчета»  (ст. 19), поскольку он дал им свой дар, не желая взамен ничего, кроме того, чтобы этот дар был принят с благодарностью и принес достойные плоды.  

          Двое первых слуг - «добрые и верные» (ст.21.23), ибо они ответили на бескорыстный дар действенно и ответственно, чтобы этот дар принес пользу. Воистину они были «верны в малом» (ст. 21.23). Здесь, однако, дело не в количестве прибыли, а скорее в их отношении к господину, т.е. в их верности по отношению к благодарно принятому дару, который они применили с пользой.

          Третий слуга – лентяй, трус и вор. Однако, его основное заблуждение – в неправильном отношении к господину: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (ст.24-25). В этом ответе подытожено все извращенное мнение слуги о его господине , т.е. о Боге. По его мнению, Бог жесток, Он требует, не давая, Он скуп и хочет забрать «Свое». Полученный талант слуга принимает не как дар, а как «имущество» вверенное ему, чтобы о нем заботиться. С испугом и озабоченностью он бережет его, чтобы не растратить и вернуть в целости и сохранности то, что не принадлежит ему («вот тебе твое»).

           «Подлость» слуги состоит именно в его ошибочном представлении о Боге. Поэтому он заслужил только ответа «ad hominem», т.е. «для людей». При этом что ему стоило отдать этот талант в рост банкирам!

 

Каковы наши жизненные ценности?

 

          Остается открытым вопрос, что представляют собой таланты, которыми Иисус называет золотые монеты, бывшие в ходу в Его время. Если мы сознаем, что притча была предназначена ученикам Иисуса (ст.13), которые ожидали господина, возвращающегося из путешествия, чтобы потребовать отчета, мы можем предположить, что таланты символизируют фактический статус учеников. Каждый живет как ученик в соответствии с собственными возможностями, своей «мерой». Важно, чтобы дар миссии учеников Иисуса не остался бесплодным. Это можно понять как призыв Иисуса Христа: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (ст.29). Смысл этого высказывания таков: кто имеет добрую волю извлекать пользу из дара, тот будет получать все больше и больше, а тот, кто не желает «использовать» дар, лишится даже того, что имел.

          Поэтому притча сурово критикует боязливое, пассивное отношения к работе, неспособность пойти на риск, но также она осуждает напряженное, «чрезмерное усердие» обывательской материалистической, коммерческой и производственной культуры, оценивающей человека по его способности быть продуктивным. Добрые и верные слуги из Евангелия «производили» немного, ибо говорится, что они были верными «в малом», но суть заключается в том, что они были «верны», т.е. признавали ценность дара, который получили от другого. Следовательно, речь идет о противостоянии двух способов понимания жизни, двух обществ: людей, которые ради удовлетворения своих эгоистических потребностей основывают свою жизнь на обильном производстве, и обществом, соответствующим воле Иисуса Христа, обществом, умеющим узнавать и принимать Его дары и извлекать из них пользу.

          Из этого контраста между двумя обществами очевидно, откуда исходит жизненный план, способный спасти общество, и, следовательно, улучшить качество жизни людей. План Иисуса вовсе не защищает фатализм, пассивность, попытки избавиться от обязательств. Напротив, это - единственный план, последовательно избавляющий от фатализма и пассивности, поскольку «господин» непрестанно дарит нам Свои дары, и эти дары являются плодородной и творческой силой, которая обязана приносить пользу.

          Первое литургическое чтение - отрывок из Книги Притчей Соломоновых - поможет нам продолжить размышление, к которому нас призывает чтение из Евангелия. Речь идет об идеальном образе мудрого человека. В нем прославляются добродетели мудрой, щедрой и, с экономической точки зрения, деятельной женщины: хорошей хозяйки, старательной и опытной в делах повседневной жизни, а также заботящейся о бедных и нуждающихся. Однако, превыше всех прочих добрых качеств стоит то, что она «жена, боящаяся Господа» (Притч 31, 30). Ее благоговение пред Богом означает, что она «полагается только на Бога».

 

Два общества

 

          По мнению представителей современной культуры, общество зарождается и развивается на основе производственных отношений, что приводит к его разделению на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, тех, кто получает прибыль от производства, и тех, кого производство все больше разоряет. Согласно нашему отрывку из Книги Притчей Соломоновых, человечество делится на два класса: на класс, боящийся Господа, и класс, полагающийся только на себя, свои силы и свои эгоистические потребности. К которой из этих двух категорий людей мы хотим принадлежать? Согласно Иисусу, добрым и верным рабом является тот, кто имеет верное представление о Боге, доверяет Ему, с благодарностью принимает Его дары и поэтому стремится принести пользу

          Также в отрывке из Первого послания к Фессалоникийцам апостол Павел подразумевает идею противостояния двух обществ, говоря: «Итак, не будем спать, как и прочие» (1 Фес 5, 6). В конце концов, мы, христиане, не погружены во тьму неверия, отчаяния и бессмысленности, но мы - «сыны света и сыны дня»(ст. 5). Контрастное положение света и тьмы, дня и ночи символически выражает радикальное различие между двумя мирами, двумя обществами: обществом эгоистичных людей (ночь) и обществом Иисуса Христа (день).

          Смирение и бдительность, которые нам рекомендует апостол Павел, являются характерными чертами того, кто принадлежит к обществу Иисуса. Иными словами, смирение и бдительность тождествены тому, что в Книге притчей именуется «страхом Божьим», т.е.  глубокому осознанию и восприятию факта, что только Бог способен внести спокойствие и уверенность в наши усилия. Но тех, кто кричит: «мир и безопасность» (ст. 3), кто считает, что может укрыться в маленьком мирке материальных вещей, которыми он владеет и которые производит, - тех «внезапно постигнет пагуба» (срав. ст. 3).

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More