Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Воскресный цикл – A

34-е рядовое воскресенье

Господь наш Иисус Христос, Царь Вселенной

Торжество

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Царство спасения

Иез 34, 11-12. 15-17; Пс 23(22), 1-2a. 2b-3. 5. 6 (Пр.: ср. 1); 1 Кор 15, 20-26.28;

Мф 25, 31-46

 

          Кто повелевает нами? Кто отдает команды? От кого мы зависим? Эти вопросы отнюдь не риторические; в конце концов, достаточно краем глаза взглянуть на нашу повседневную жизнь, и мы увидим, как много тех, кто желает быть нашими невидимыми господами. Кто-то хочет научить нас должным образом одеваться. Другие говорят нам, как мы должны правильно питаться. Еще кто-то рекомендует нам, какую зубную пасту или стиральный порошок мы должны использовать. Однако, есть и такие, которые пытаются указывать нам, что́ мы должны думать, каких взглядов на мир и жизнь придерживаться, каким образом вести себя в семье, на работе, в общественных отношениях. Кого мы должны слушать? Газеты, политические партии, профсоюзы?

          Слишком тесное сплетение голосов непрестанно терзает наш слух с безжалостностью «власти», которая пытается насильно помогать нам, защищать, осчастливливать нас. Современная культура пытается сделать нас своими верными адептами, зависящими от нее. Те, кто сознают это, начинают бунтовать, однако этот бунт зачастую сводится только к поискам других господ. Каким образом Иисус проявляет Свое право и требование быть нашим Царем? Относится ли Он к тем, кто желает превратить нас в целиком зависимых рабов?

 

Пастырь и пастыри

 

          Пророк Иезекииль в 34-й главе своей книги рассказывает нам о недостойном поведении «пастырей», т.е. вождей израильского народа, и возвещает пришествие пастыря, которым является  Сам Господь. В израильском стаде есть похищенные и потерянные овцы, откормленные и больные, но в нем также достаточно «баранов и козлов» (ст.17), символически обозначающих нечестно и эгоистично применяемую власть, основанную только на силе и жестокости. Поэтому вожди только угнетали, дезориентировали и использовали народ, т.е. пасли не овец, а самих себя: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (34,2). Эти пастыри были отражением «правящей культуры», внушавшей им заботиться о самих себе, о своих собственных интересах!

           Таким образом общество пришло к разложению и неотвратимо близилось к гибели. Но тут вмешивается Бог, предлагая Себя как истинного Пастыря. Он будет искать потерянных овец, заботиться о них, соберет их, чтобы вывести на пастбище, предоставит им покой, заблудших отыщет и угнанных возвратит, раненых перевяжет, а больных укрепит. Он будет действовать не по принципу: «заботьтесь о себе сами» а по принципу «отдай себя другим». Таким образом, Бог вновь установит «справедливость»: «.Я буду пасти их по правде» (ст.16).

           «Правда», «справедливость», согласно Священному Писанию, означает «верность обществу», т.е. не только деятельность тех, кто призван руководить обществом, но и организованная и гармоничная деятельность всего общества. Бог хочет пасти Свой народ «добросовестно», поскольку желает превратить его в гармоничное и процветающее общество. Здесь нет места для эксплуатации, насилия и эгоизма.

          Таким образом, идеальный Пастырь, Господь, хочет - как говорит припев псалма-респонсория – привести нас в царство подлинной человеческой жизни. «Власть» Господа не порабощает, не уничтожает, а, защищает, не покоряет, а приносит спасение.

 

Царство Иисуса

 

          Великолепная сцена, в которой Царь-Пастырь (Мф 25, 32-34) судит Своих овец, как описано в отрывке из Евангелия сегодняшнего Торжества, помогает нам углубить наше размышление. Иисус устанавливает критерий, на основании которого мы можем принять «Царство, уготованное» Его Отцом. Основным критерием отбора является любовь к ближнему, появляемая в солидарности с бедными и нуждающимися.

          Иисус отождествляет Себя непосредственно со Своими братьями: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст.40). Братья Иисуса - это те, кто выполняет волю Его Отца (срав. Мф 12, 50), т.е. Его ученики.  Братья Иисуса - это те, кто принял решение жить и мыслить, как Иисус, а не так, как нам навязывают «замаскированные враги». Ученики Иисуса, которые живут и мыслят, как Он, увековечивают в истории ценность Человека-Иисуса, в судьбе и призвании Которого они участвуют.

          Поэтому Иисус требует от Своих учеников жить в великодушной преданности беднейшим, слабейшим и наиболее несчастным братьям в вере. Критерий, согласно которому христиан будут судить - это их братская любовь. Иисус, однако, толкует понятие «ближний» вполне определенно, поскольку в других текстах Евангелия Он учит, что нашим «братом» становится каждый, испытывающий нужду (например, в притче о Самарянине). Христиане могут научиться жить во всеобщей любви ко всем людям только тогда, когда они сами будут жить в настоящей взаимной братской любви.

           Описывая сцену Страшного Суда, евангелист хочет сказать нам, что окончательное решение будет в пользу тех, кто последовал за Иисусом. «Мир» усложняет жизнь христианина. Он может отнять у них хлеб или одежду, бросить в тюрьму или подвергнуть пыткам. Но в конце веков Бог отомстит за Свою семью.

          Если мы объединим отрывок из Евангелия с чтением из Книги пророка Иезекииля, мы сможем сказать, что между двумя царствами и двумя различными проявлениями власти существует очевидное противоречие и явный контраст. С одной стороны, есть власть, которая ежедневно преследует нас в лице множества нам  неизвестных людей, пытающихся привлечь нас на свою сторону. Она обещает нам здоровье, успех, счастье, но в самом деле только разрушает нас и вредит нашему здоровью и жизни, а подчас даже сейчас лишает нас дорогих и близких людей. С другой стороны - власть Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Может показаться, что она ведет нас к смерти, поскольку учит нас целиком отдаваться другим людям. Однако, на самом деле она ведет нас к истинной жизни, позволяет нам заново открыть истинное добро, дает нам как физическое, так и душевное здоровье.

          Во втором литургическом чтении апостол Павел предупреждает нас, что мир полон «всяких начальств и всяких властей и сил» (срав.ст.24), враждебных Иисусу Христу и человеку. Все они связаны со смертью - последним врагом, который будет истреблен. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять, насколько верно это заявление Павла. Сколько смертоносной власти ежедневно несет наше общество! Все чаще говорится о «культуре смерти» или даже о «культуре хорошей смерти».

          Однако, власть Царя - Пастыря Иисуса Христа - это власть, которая ведет к жизни, дарует жизнь: «Ты меня ведешь, Господи, в царство жизни». Эта власть спасает нас, ибо Иисус воскрес из мертвых не только для Себя, но и как  «первенец из умерших» (ст.20) и хочет, чтобы мы имели участие в Его победе над смертью. И таким образом те, кто верит в Него, «во Христе оживут» (срав.ст.22).

           «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (ст.28). Бог хочет осуществлять Свою Царскую власть через Христа с единственной целью полностью даровать Себя всем людям. Речь идет о совершенно иной «власти»: Божье Царство является беззаветной преданностью любви Иисуса ради жизни других людей.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More