Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Третье воскресенье Адвента 

 

Взойдет справедливость от Бога

 

Ис 61, 1-2а. 10-11; Лк 1, 46b-48. 49-50. 53-54 (Пр.: Ис 61, 10b); 1 Фес 5, 16-24; Ин 1, 6-8. 19-28

 

         В документе, подготовленном церковным собором в городе Лоретто, говорится: «Христианское примирение является даром свыше: Бог примиряет нас с Собой посредством Христа (2 Кор 5,18), и в первую очередь Ему мы возносим благодарение и хвалу (Еф 1, 3-23; Кол 3-23). Примирение исходит не от нас, а от Бога. Мы и все человечество  являемся не инициаторами примирения, а, в первую очередь, адресатами его благодеяний.

 

Примирение даровано человеку посредством Пасхальной жертвы  Иисуса Христа, актуализированной в Евхаристии, и посредством ниспослания Святого Духа для отпущения грехов» (срав. документ итальянского церковного собора в г. Лоретто (9 - 13 апреля 1985 г.) «La forza della riconciliazione» («Сила таинства покаяния», 2.2.1).

         Следовательно, «решение» исходит от Бога, а не от людей.  Однако, мы ежедневно подвергаемся риску впасть в опасный соблазн, решив, что можем разрешить наши проблемы без Бога - самостоятельно или прибегнув к помощи других людей. И вновь приходится констатировать, что принятое нами решение не сможет устранить конфликты, соперничество, вражду и несправедливость. Дело не в том, что мы рискуем потерпеть поражение в борьбе, а в том, чтобы мы реалистично воспринимали мир, чтобы правильно называли вещи по имени. Существует решение, которое исходит не от нас и, возможно, сильно отличается от наших представлений: мы говорим о решении, исходящем от Бога.

 

Что может сделать человек?

        

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн». Этими словами начинается отрывок из Евангелия сегодняшнего воскресенья (Ин 1,6-8. 19-28). Речь идет о необычном человеке, непосредственном Божьем посланнике: но даже этот чудесный человек не может делать то, что делает только Бог. Он не является  светом, но лишь светочем (Ин 5,35), поскольку только Иисус – истинный Свет (Ин 3, 19; 8, 12; 9, 5;). Иоанн – лишь свидетель Света, то есть, явления Бога, которым является Иисус Христос. Он – не Мессия и не возрожденный пророк Илия, хотя народная молва приписывала ему и то, и другое. Иоанн - только «глас вопиющего в пустыне». Он крестит водой, призывает людей обратиться и жить праведно, но сам не в состоянии дать им обращение и праведность, точно так же как не в состоянии принести людям истинный Свет и блага, которые принесет только Мессия.

         Иоанн олицетворяет Ветхий Завет как свидетельство, призыв, подготовку и проповедь пришествия Того, «Которого вы не знаете. Он – то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Этим Неведомым является Иисус, способный явить Свет, даровать Духа Святого, утвердить справедливость, обращать сердца, изменять мир. Человек, как Иоанн Креститель, способен только проповедовать об Иисусе, свидетельствовать о Нем и являть Его миру. Но сам человек не может спасти мир.

          Проповедь Иоанна Крестителя глубоко революционна: он ставит под сомнение все земные учреждения, претендующие на разрешение человеческих проблем. Иудейские власти выдвигают ему обвинение, спрашивая: «Что же ты крестишь?». Иоанн опасен, поскольку выражает протест против власти человека, подвергает сомнению человеческую способность установить справедливость в мире. Он ясно демонстрирует ограниченность всех человеческих обещаний счастья и благополучия, их тщету и иллюзорность.

 

         С другой стороны, Тот, кто грядет - Неизвестен, Неведом. Его нельзя соотнести с известными историческими лицами, нельзя предугадать, вообразить, каким Он будет. Этот Неведомый вызывает страх и волнение. Будь Он человеком, подобным другим - иудейские власти воспринимали бы Его как обыкновенного человека. Но Он не таков, как остальные, и попытки влиять на Него бессмысленны. Иудеи ожидали Мессию, который бы освободил и спас их – но при этом они полагали, что этот Мессия будет вести себя согласно человеческим обычаям и принимать человеческие решения. Подобному соблазну зачастую подвержены и мы, когда ожидаем пришествия  Бога исключительно для того, чтобы Он действовал согласно нашим планам и желаниям.

 

         Иоанн Креститель в своей проповеди разъясняет, что Мессия не будет обыкновенным человеком, похожим на других, что Он не позволит людям манипулировать Собой. Мессия, отождествляемый с божественным Светом, будет одновременно истинным Богом и истинным человеком, способным даровать нам Святого Духа. Исходя из вышесказанного, понятно, почему Иоанн Креститель не становится вождем народного движения, не делает себя главной фигурой и не проповедует собственное учение. Фарисеи, вершившие над ним свой "суд", подвергают его допросу ввиду подозрительного, «взрывоопасного» содержание его  проповедей.

         С той поры прошло много веков, но и в наши дни проповедь Света, проистекающего не от людей, а от Бога, часто воспринимается миром как провокация или нелепость. И мы, христиане, должны, подобно Иоанну Крестителю, разоблачать фальшивое понимание мессии, рождающееся из неправомерных претензий людей, не видящих Света из-за собственной духовной слепоты.

 

Благая весть

        

В первом чтении звучит пророчество «благой вести», исходящей из могущественного Света Божия. Для кого предназначена эта весть? Для нищих и убогих; для людей,  сокрушенных сердцем; для пленных и узников. Кто принесет справедливость этим страдальцам? Кто освободит их от неправедных тиранов и жестоких притеснителей? Кто способен принести истинное примирение?

 Только Бог, который облекся в ризы спасения, одежду правды и желает взрастить спасение на земле. Нет ни одного человека, способного  по-настоящему освободить нас, спасти от нищеты, отчаяния, рабства, угнетения. Люди сами ответственны за цепи, сковывающие их. Именно мы, мы сами, способствуем возникновению нищеты, отчаяния и рабства. И если мы не откроемся Божией  «благой вести» и действию Духа Господня, то никогда не сможем вырваться из плена наших заблуждений.

Пророк также выражает непоколебимое убеждение в истинности Божьего спасительного действия: «Ибо как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.» (Ис 61, 11). Естественный ритм земли, в результате которого растения «безошибочно» произрастают из семени, служит пророку образом для выражения неотвратимости Божьего действия, которое непременно должно принести свои плоды. Божий  план спасения должен сбыться во всех людях, кроме тех, кто сознательно отрицает его своей свободной волей.

 

Основание для радости

 

         Радость верующего человека произрастает из твердого убеждения, что Бог желает спасти всех людей и способен даровать им это спасение. Человек не вправе ожидать, что другие люди спасут его и избавят от всех проблем, но может и должен надеяться, что кажущееся ему невозможным и неосуществимым может осуществить Бог. Эта исключительная надежда преисполняет все наше естество огромной радостью: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». (Лк 1, 46-47). Радость может существовать только там, где нет места сомнениям, где обеспечен успех, где устранена любая угроза неудачи. Итак, лишь тот, кто ждет избавления от Бога, может быть преисполнен глубокой и несомненной радостью. Во втором чтении Святой  Павел призывает: «Всегда радуйтесь!» и объясняет причину радости, ссылаясь на непреложность Божьей верности: «Верен Призывающий вас, который и сотворит сие». Бог призывает всех нас и дает нам возможность познать истинную радость -  радость, исполненную надежды.

 

- о – о –О – о – о –

 

 

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More