Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Ныне приходит спасение

 

Неем 8, 2-4а.5-6.8-10; Пс 19(18) 8.9.10.15 (Пр.: Ин 6, 63b); 1 Кор 12, 12-30; Лк 1, 1-4; 4, 14-21

 

    Литургическое собрание – это особое время, когда община верующих принимает участие в деле Божьего спасения. Это событие и дар, осуществляющийся в текущий момент, посредством которого община укрепляет свои узы общности в торжественной атмосфере братского празднования. Речь идет о праздновании и переживании «нынешнего, актуального» спасения, о котором повествует Божие слово.

 

Благовестие Ездры

 

         Первое чтение погружает нас в эпоху около 430 г. до Р.Х. В это время, после изгнания, на политической сцене Иерусалима были два главенствующих лица: наместник Неемия - правитель на службе у Персии, и Ездра – законник и священник, стремящийся к проведению религиозной реформы, основанной на Законе, которая могла бы возвратить иудейскому народу его истинный облик и тождественность.

         Персидский царь поручил Ездре следить за соблюдением Закона Божия, который он одновременно считал «царским законом» и за соблюдение которого чувствовал ответственность, так как считал себя его хранителем. Персидская политика преследовала свои цели: чтобы иудеи с радостью служили Персии, считая персидского царя защитником их священного Закона. Таким образом, персидское правительство осуществляло контроль над религией, чтобы она не стала основанием для мести и источником политических мятежей.

         Ездра собирает весь народ на площади (в светском месте) и читает Книгу Закона (ст. 3). Торжество происходит не в Храме, где приносили жертвы. Это собрание больше похоже на собрания в синагогах, так как его основу составляли молитвы, поклонение (ст. 6), благословение, чтение и толкование книги Закона Божия. Эта «Книга Закона Божия» была, скорее всего, подлинным Пятикнижием или Торой, которая в период после изгнания все больше превращалась в книгу иудаизма  par excellence. Книга была написана на еврейском языке, поэтому некоторые левиты выступали в роли переводчиков: они переводили и толковали Божие слово народу, говорившему по-арамейски (ст. 7-8). Народ слышит призыв «исполнять Закон», чтобы обрести спасение. Так зародился «иудаизм», основанный на священниках и Законе и известный нам из Нового Завета.

         Церемонию, описанную в восьмой главе Книги Неемии, можно назвать Литургией слова. Благодаря этому торжеству, Ездре удалось достичь принятия книги Закона Божия Самарянами и Иудеями, вследствие чего эти два народа объединились хотя бы на короткое время.

 

Спасение дарует единство в многообразии

 

         Размышление Апостола Павла основано на горестном осознании, что в церковной общине в Коринфе царят соперничество, разделение, отсутствие единства, беспорядок. Это зашло столь далеко, что для оправдания своего недисциплинированного и своевольного поведения община ссылалась на особые дары – харизмы.

         Чтобы разрешить эту серьезную проблему в Коринфской Церкви, Апостол Павел предлагает задуматься о тайне Церкви. Он призывает к размышлению о глубоком и животворящем единстве, существующем между различными членами человеческого тела (ст. 12-27); все члены действуют в тесном единстве ради блага всего тела. Апостол приводит тело в качестве примера и делает следующие выводы: «И вы - тело Христово, а порознь – члены» (ст. 27). В этом случае речь идет не только об образе, примере: Церковь действительно является телом Христовым.

          «И все мы напоены одним Духом» (ст. 13), объединяющим нас с прославленным телом Христа, так, что мы можем сказать: «Одно тело и один дух» (Еф 4, 4). В Церкви существует множество различных даров, харизм: апостолы, пророки, учителя, целители, помощники, предводители и т. д. (ст. 28). Но разнообразие и различие даров и служений не должны  приводить к разделению или беспорядку, ибо все члены составляют «одно тело» (ст. 12).

         Разнообразие даров и служений в Церкви является делом Духа, отображающим изобильное богатство Божественной жизни. Но органическое и животворящее единство является законом жизни Самого Бога, управляющего жизнью тела Христова – т. е. Церкви. Дух Христа лишает нас «обособленности», делая нас членами тела Церкви и объединяя всех нас во Христе. Но величайшей из харизм является любовь (ст. 31) - Божия энергия, удерживающая тело Христа в единстве.

 

Спасение посредством Божьего слова

 

         Литургическое чтение сегодняшнего Евангелия предлагает нам размышление о теме Божиего слова в прологе к Евангелию от Луки (1, 1-4) и в отрывке (4, 14-21), касающемся проповеди Иисуса в Назаретской синагоге. Давайте рассмотрим второй текст, указывающий на Христа,  полного силы Духа Святого (ст. 14), когда Он проповедует в синагоге.

         По мнению Евангелиста Луки, проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге является началом Его общественного служения. Это начало соединено с присутствием Духа в Иисусе: ибо Иисус «начал говорить» (ст. 21). Это «начало» общественного служения Иисуса означает окончание прошлого и начала новой эпохи, начало «нынешнего» спасения. Мы тоже живем в новой эпохе, открытой Иисусом. Его слова, звучащие для нас сегодня, также наполнены силой Духа, дарующей нам спасение. Когда мы во время литургии читаем Божие слово, Сам Иисус возвещает нам Свое Евангелие силой Духа. Каждый день, когда мы читаем Евангелие, мы можем с уверенностью сказать: «Сегодня для меня сбылось слово Господне».

         В стихах 18-19 подчеркивается значение проповеди Иисуса: спасение приходит посредством Его Слова. В слове Иисуса сбылось обещание пророка Исайи. Деятельность Иисуса направлена на выполнение обетования и несение спасения «в нынешний день». Этот «нынешний день» всегда актуален в истории Церкви. Каждый день жизни Церкви – это день спасения. Следовательно, не бывает жизненных ситуаций, о которых можно было бы сказать, что в них невозможно Божие спасение. Время Иисуса навеки едино со временем Церкви: «сегодня» в жизни Иисуса является вечным спасительным «сегодня» в жизни Церкви. Всегда и везде, где возвещается и принимается весть об Иисусовом спасении, Бог актуализирует процесс истинного освобождения от зла. И в этом процессе именно слово Иисуса освобождает человека и дарует ему спасение.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More