Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

3-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Радость в Царстве Божием

 

Ис 9, 1-3; Пс 27(26), 1.4.13-14 (Пр.: ср. 1a); 1 Кор 1, 10-13.17; Мф 4, 12-23

 

         Современная культура изобилует пессимистами, саркастическими циниками, малодушным и неверующими в любовь людьми. Такой человек склонен с сомнением воспринимать даже разговоры о радости, считая их бессмысленными, наивными или насквозь лживыми. Этим «экспертам по пессимизму» кажется, что мир создан неправильно, что он плох сам по себе, поэтому они считают своей обязанностью упрекать Создателя за все беспорядки и несчастья, имеющие место в сотворенном мире. Но такое презрительное отношение к жизни и миру, насмешки над теми, кто верит в возможность участия в обновлении вселенского порядка, и отрицание абсолюта - полностью противоречат подлинной реалистичной картине мира верующего человека.

         Поэтому некоторые люди иронически воспринимают любые разговоры о радости как бесплодную попытку самоутешения. В наши дни опасно даже проявлять веселье или говорить, что вы довольны жизнью. В этом случае вы рискуете, что окружающие сочтут вас поверхностными и наивными людьми, не осознающими всей трагичности бытия. Разве не правда, что мы невероятно часто употребляем слово «проблема»? При этом, слово «радость» употребляется гораздо реже, понятие «пребывать в радости» - почти утрачено, о «спокойствии» практически не упоминают. Божье слово помогает нам заново открыть великие понятия «света» и «радости», помогающие нам жить.

 

Свобода, приносящая радость

        

         Пророк Исайя уверенно возвещает освобождение всем израильтянам: и народу Израильского царства, вывезенному в рабство после завоевания Самарии в Ассирию в 722 г. до Р.Х., и народу Иудеи, ставшему данником великой Ассирийской империи (Ис 8, 22b - 9, 3). То, что кажется невозможным и неосуществимым, становится действительностью. Радость, бывшая  иллюзорной мечтой, возвещается как дар, который будет дан вскоре: «Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи».

         Пророк думает о радикальном изменении ситуации народа именно тогда, когда кажется, что не осталось никакой надежды - ни на народ, ни на власти, ни даже на Бога. Отчаяние загнало людей в «страну тени смертной». Эта надежда включает в себя также и политический аспект («Ибо ярмо, тяготившее его,… Ты сокрушишь»), но этот аспект не главный (срав. Ис 9, 1-6). Новое общество, рождения которого желает Господь, будет основано и укоренится  в «праве и справедливости», которые дарует  Богом.  Ожидание и человеческая надежда на свет и радость объединятся с деятельностью  Бога, желающего вновь установить порядок и справедливость.

         Для мессианского текста, каковым по сути является этот фрагмент, характерно, что категория спасения относится не к эсхатологическому будущему, а к ожиданиям в реальной истории. Пророк видит, что Бог может принести свободу и полное преображение общества в истории. И это обязывает народ слушать своего Бога и повиноваться Ему, чтобы Он смог воплотить Свое обещание.

 

Радость в единстве

 

         Святой Павел искренне просит церковную общину в Коринфе (1 Кор 1, 10-17) сохранить единство, являющееся одной из основных характеристик христианской общины. В этом городе между христианами не было единства, зато там в изобилии были споры между различными «фракциями» и «объединениями», ведущими борьбу друг против друга со словами: «я Павлов», «я Аполлосов», «...а я Христов». У каждой из этих объединений был свой собственный лозунг. Корнем их основной ссоры был грех, от которого не может избавиться человек, не имеющий единства с Иисусом Христом (срав. Рим 1, 29; 2 Кор 12, 20; Гал 5, 20). Павел выступил с намерением убедить христиан Коринфа, раскалывающих общину на секты и группировки, что без ответственности за единство общины они не могут именоваться настоящими христианами и радоваться христианской свободе. Свою, однозначно, резкую реакцию Павел выражает вопросом: «Разве разделился Христос?» Его речь однозначна: для обозначения христианского общества он применяет термин «Христос» (например, в стихах 6, 15 и 12, 2). Американский экзегет И. Мерфи-О’Коннор (J.Murphy-O´Connor) комментирует этот фрагмент следующим образом: «Христианское общество - это Христос, ибо оно воплощает любовь, (власть и мудрость)/силу и премудрость Иисуса Христа (1, 24); это тождество динамично и функционально. Павел вряд ли смог бы найти более драматичный способ обратить внимание коринфян на пагубное влияние их греха. Он имеет в виду, что Христа среди них больше нет. Ибо если нет единого тела, как же Христос может быть их Главой?»

         Даже если Павел лично крестил некоторых из тех людей, это не дает им никакого права считать себя большими христианами, нежели другие, или добиваться определенного привилегированного положения (ст.14-16). Призванием Павла было проповедовать Евангелие, одним из главных постулатов которого, является Крестная смерть Иисуса Христа. Крест был воистину величайшим проявлением любви Иисуса, составлявшей сущность всей Его жизни и Его Евангелия. Проповедовать Крест Иисуса - значит проповедовать силу любви, благодаря которой Иисус целиком и безусловно предает себя ради жизни других. Поэтому принять Евангелие, в первую очередь, означает жить в братском единении, основанном на любви Христа.

 

Радость обращения  

 

         После ареста Иоанна Крестителя, Иисус приходит из Назарета в Капернаум (Мф 4, 12-23). Поведение Иисуса в Капернауме евангелист Матфей описывает, цитируя отрывок из Книги пророка Исаии, который мы слышали в первом чтении, поскольку берег Генезаретского озера он воспринимает как символическое место, где начинается спасительное дело Мессии. Разумеется, речь идет не о политическом освобождении, а об освобождении, которое осуществится в пришествии Божьего Царства.

         Иисус начал проповедь Евангелия словами: «Покайтесь; ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 4, 17). Бог собирается вмешаться в ход истории и применить Свою безграничную освобождающую власть. Осуществление Божьего Царства связано с самой личностью Иисуса, ибо Он Своей жизнью, Своими поступками и словами открывает нам Божье Царство. А мы должны «покаяться», т.е. выйти за привычные пределы и принять новый образ мышления и действия.

         Обратиться означает начать воспринимать действительность так, как воспринимает ее Бог, избавиться от предрассудка, якобы все должно рассматриваться с точки зрения потребностей и желаний человека. Следовательно, обратиться означает «изменить наш взгляд на жизнь», принять способ, которым Бог видит и оценивает нашу жизнь. Слова: «приблизилось Царство Небесное» означают, что все, казавшееся нам неосуществимым, становится возможным при помощи Иисуса: т.е. доброта, радость, вечная жизнь. Иисус действительно приносит нам Божье Царство, поскольку Он открывает в человеке, который в Него верит новые, невообразимые жизненные возможности.

         Призвание учеников, о котором говорится  в Евангелии от Матфея (ст.18-23), является примером каждого христианского призвания. Иисус требует от нас «пойти за Ним», т.е. всецело предаться Ему и Его жизненному плану  и жить так, как Он. Иисус требует, чтобы мы с радостью оставили все и пошли за Ним, «оставив лодку и отца своего» (ст.22), т.е. были готовы оставить свою профессию, карьеру и семейные отношения. Тот, кто хочет идти за Иисусом, должен избрать Его как абсолютное благо, ради которого все остальное должно отойти на второй план. Наши личные интересы, связанные с деньгами, профессиональной деятельностью, успехом, а также человеческие традиции и личные чувства, представленные образом «отца», не должны мешать нам следовать за Иисусом.

         Как сказал Кьеркегор (Kierkegaard), призвание Иисуса является парадоксальным, т.е. выходит за рамки общечеловеческого мышления. Иными словами, мы можем сказать, что призвание Иисуса оригинально, исключительно, нетипично, но истинно и привлекательно.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More