Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Чудесный улов рыбы

 

Деян 5, 27b-32.40b-41; Пс 30(29), 2 и 4.5-6.11-12a и 13b (Пр.: 2a); Откр 5, 11-14; Ин 21, 1-19

 

 

         Церковь живет верой в Воскресшего из мертвых Иисуса Христа. Иными словами, Церковь живет верой, что Бог сильнее смерти, что Он может дать вечную жизнь умершему и погребенному человеку. Возможно, эта весть кажется нам странной и даже преувеличенной, ибо мы слишком привыкли к тому, что последнее слово принадлежит смерти. Пасхальная вера не делает Церковь немой, не проповедует Бога, как бессильного перед смертью, а напротив – провозглашает Его животворящее слово и спасительную деятельность, побеждающую даже смерть. Итак, Церковь верует, что Бог дает жизнь, и что последним словом является слово жизни, исходящее от Бога.

         Нам сложно понять пасхальную весть о воскресении Иисуса: гораздо проще размышлять об Иисусе, Который родился, учил, творил чудеса и утешал людей. Мы не в состоянии представить воскресшего человека. Для этого нам следует отказаться от попыток познания посредством воображения. Мы должны обрести новый образ мышления, положиться на Божие слово, руководящее нашими размышлениями и помогающее понять новые и непривычные явления. Только Божие слово позволяет нам «понять», что Иисус живет, присутствует и действует в Своей Церкви.

 

 

Свидетельство Церкви

 

         После воскресения Иисуса Синедрион угрожал Петру и апостолам, приказывая им замолчать. Петр и апостолы отвечали: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему».

    Здесь изображена духовная картина Церкви как общины людей, верующих, что Бог воскресил Иисуса. Церковь – это не обыкновенная община людей, руководствующихся учением Иисуса, восхищающихся Его образцовой жизнью, одобряющих Его поведение и принимающих Его весть. Церковь верует, что Бог воскресил Иисуса и сделал Его «Начальником и Спасителем». Это значит, что Церковь не признает никакого другого «начальника» в абсолютном смысле этого слова, кроме своего Господа, и что она признает «спасителем» только Иисуса, умершего и воскресшего из мертвых. Следовательно, Церковь – это община людей, всецело зависящих от Господа Иисуса Христа и верующих, что только Он имеет власть даровать им жизнь, что Он как «Глава» дает жизнь всему телу, и что Он может избавить их от зла, в том числе и от смерти. Божий народ, новый «Израиль», получает от Иисуса благодать обращения и прощения грехов.

         Обращение – это способность уверовать; прощение грехов – это радикальное преображение сердца и способность жить новой жизнью. И то, и другое является плодом Духа, ниспосланного Воскресшим Иисусом.

          «Свидетели Ему в сем мы»: Церковь по своей сути и организации призвана давать свидетельство. Что это значит? Это значит, что Церковь в сущности является живой «памятью» об Иисусе Христе. Международная Папская теологическая комиссия констатирует: «Существенной характеристикой Божиего народа, отличающей его от любого другого народа, является то, что Божий народ осуществляет в своей жизни память об Иисусе Христе и живет в Его ожидании, следовательно – он призван к миссионерству». «Быть свидетелями» жизни Господа Иисуса в истории означает оживлять и демонстрировать память о Нем с непоколебимой надеждой на Его пришествие. Это также означает, что Церковь должна осуществлять свою миссию, т. е. возвещать миру весть о Спасителе, которым является Сам Иисус Христос.

 

Живая память Церкви

 

         Второе чтение описывает апокалиптическое явление апостолу Иоанну, который слышит голос «тьмы тем и тысячи тысяч» верующих говорящих громким голосом: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».

         Это – голос Церкви всех времен, Церкви святых и спасенных, небесной и земной Церкви, исповедующей свою веру в Агнца закланного.

         Вне Иисуса, закланного Агнца, нет ни богатства, ни власти, ни премудрости, нет ни силы, ни чести, ни славы, и ни благословения. Только в Нем есть все изобилие даров, несущих жизнь. Этим исповеданием веры Церковь с радостью признает абсолютное первенство своего Господа. Она исповедует, что принимает «все» из рук закланного Агнца.

         Обратите внимание на то, что Иоанн не говорит о «смерти» Господа Иисуса в общем, а о «конкретной», единственной насильственной смерти через распятие, о смерти, которая была жертвой за нас. И из «этой», особенной, смерти Иисуса проистекает сила спасения. Этому закланному Агнцу особым способом принадлежат сила и богатство, премудрость и крепость, честь, слава и благословение. Церковь непрерывно воспевает память о своем  Владыке – Главе и о своем распятом Спасителе, который осуждает насилие, эгоизм, греховность и неверность людей, предавших Его смерти.

 

Ночь и ловля рыбы на рассвете

 

         Сцена из Евангелия разыгрывается «ночью»: «не поймали в ту ночь ничего» (ст. 3). Евангелист Иоанн, очень внимательный к символам, видит в этой «ночи» не только время суток, когда происходит событие, но и символ отсутствия Иисуса. Без Иисуса нельзя поймать ничего: все труды становятся бесполезными и бесплодными.

         Но вот, наступает рассвет: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу». С приходим Иисуса зарождается новый день, уходит темнота бесполезно растраченных усилий. Ночью господствует инициатива людей; Петр говорит: «идем ловить рыбу». Когда же наступает новый день, инициативу в Свои руки берет Иисус, сказавший: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Это – повеление, а не обычное предположение, как если бы мы сказали: «Попробуйте закинуть сеть, и может быть...». Но также это слово любви, обращенное к ученикам, которых Иисус любил, обещание успешного завершения их трудов, гарантия успеха.

         Во время чудесного улова рыбы ученики воскликнули: «это Господь». Речь идет об исповедовании веры, которое Иоанн «ученик, которого любил Иисус») произносит от имени всех, тем самым признавая в Иисусе «Господа», т.е. Воскресшего.

         Далее Иисус зовет учеников: «придите, обедайте». В этот момент упоминается уже не только рыба, но и хлеб, который принес Иисус. Аллюзия на раздачу хлеба и рыбы в 6-й главе (стих 11) очевидна: здесь Господь Иисус делает то же самое – берет хлеб и раздает его, а затем то же самое делает с рыбой. Сейчас Иисус находится в центре новой общины, которую питает хлебом и рыбой, символами Его дарения Самого Себя. Очевидно, что пасхальная трапеза Иисуса с Его учениками является символом Евхаристии, т. е. дара Самого Иисуса.

         Затем Иисус зовет Петра последовать за Ним (ст. 19) и пасти Его агнцев. Иисус призывает Петра прежде всего ко следованию за Ним, но не так, как это представляет себе Петр, а неожиданным образом: «другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Следование Петра за Иисусом – суровое и трудное. Петр получает призвание не господствовать над агнцами, а пасти их в любви к Иисусу и пожертвовать за них собственной жизнью. Призвание Петра состоит не в применении авторитета и власти, а в великодушном дарении своей жизни, как это сделал Иисус. Только узы личной любви («любишь ли ты Меня?») делают Петра способным последовать за Господом и полностью предать себя Ему.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More