Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Обратиться к свободе

 

Исх 3, 1-8a.13-15; Пс 103(102), 1-2.3-4.6-7.8 и 11 (Пр.: 8a); 1 Kор 10, 1-6.10-12; Лк 13, 1-9

 

         Каждый человек осознает свою ограниченность и ничтожность, но вопреки этому, все люди стремится к абсолютному благу. К сожалению, эта жажда абсолюта и наша неспособность утолить ее зачастую служат соблазном эгоистично замкнуться в себе и жить так, будто мы больше ни в ком не нуждаемся. Поддавшись этому искушению, мы уверяем себя, что в состоянии самостоятельно управлять нашей жизнью. Из-за этого мы становимся жестокими, отчаиваемся, нашу повседневную жизнь омрачает и разрушает общество, в котором мы живем, и при этом мы сами калечим и развращаем других людей. Время поста призывает нас произвести решающий «переворот» в нашей жизни, обратившись к Богу – Искупителю, к подлинному Абсолюту, терпеливому и милосердному Богу, Которого нам явил Иисус. В сегодняшнее воскресенье Иисус открывает нам Себя как нашу Надежду, нашу Истину и Жизнь. Он – Единственный, жизнь без Которого становится бесплодной и заканчивается погибелью.

 

Бог – Освободитель

 

         Первое чтение из Книги Исхода рассказывает о призвании Моисея и о явлении Божьего имени. Моисей, будучи странствующим пастухом, однажды пришел на Божию гору Хорив. Там, под видом ангела, в пламени огня из среды тернового куста, ему явился Бог. «Огонь» является одним из символов Бога, следовательно, Моисей встретил Самого Бога. Не важно, каким «образом» свершилась эта встреча, о которой по той же схеме рассказывается в Священном Писании о призвании пророков.

         Бог являет Себя как «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Поэтому между Богом, Который явился Патриархам (Праотцам), и Богом Моисея существует последовательная связь: в книге Исхода не зарождается новый народ. Бог освобождает Израильтян именно потому, что они были Его народом уже со времен Патриархов: «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян». Израиль становится народом не после Исхода и благодаря событиям Исхода; наоборот, он получает освобождение, ибо уже был Божиим народом.

         Следовательно, уже со времен Патриархов, Яхве воспринимает Израиля как верный народ, принимающий Бога и доверяющий Ему. Этот народ «обращен» к своему Богу и способен принять Его освобождающую деятельность. Тем самым говорится, что только тот, кто верует и полагается на Бога, может понять и познать Его могущественную помощь и вмешательство в историю. При этом человек, не желающий избрать Бога, будет считать, что Бог не слышит его крика и не видит его страдания. Возможно, такой человек даже начнет упрекать Бога в равнодушии и бездействии.

         Бог сообщает Моисею Свое имя («Я есмь Сущий») и посылает его с миссией вывести израильский народ из египетского рабства. Это выражение весьма загадочно и требует разъяснения. Вероятнее всего, оно означает: «Я - Тот, Кто действительно существует». Яхве является Моисею не как плод человеческих желаний, не как вымысел угнетенных людей, мечтающих об освободителе. Яхве действительно «истинный» Бог, Он более реален, чем все существующее в мире. Бог является сущностью, квинтэссенцией подлинной «реальности».

         Это откровение Божьего имени является откровением того, каков Бог на самом деле, Его истинной сущности, и эту сущность может познать только тот, кто обратится к Нему, т. е. кто изберет Его и доверится Ему. Ибо понимание Бога как «величайшей реальности» касается не только разума: познать Бога сможет только тот, кто «жаждет» его по-настоящему. Яхве открывает Свое имя и Свою сущность Моисею, всецело преданному Ему. Позднее Моисей произнесет имя Яхве перед Египтянами, но те не поймут его, ибо Яхве не открывает Себя тем, кто хочет только «наблюдать», как фараон, потребовавший знамений и чудес. Бог дарует Себя только тем, кто Ему доверяет.

         Каково наше отношение к Богу? Время поста – самый подходящий момент совершить серьезное испытание совести, касательно этого важнейшего момента в нашей жизни. Готовы ли мы принять абсолютную «тайну» любящей воли Бога? Или же мы больше доверяем нашей мелочной стабильности, обеспеченности, «действительности», которая кажется нам более реальной и конкретной, нежели Сам Бог?

 

 

Иисус призывает нас к обращению

 

         В отрывке из Евангелия от Луки (13, 1-9) Иисус приводит два примера: случай с галилеянами или зилотами, убитыми по приказу Пилата, и гибель восемнадцати иудеев, на которых обрушилась Силоамская башня и раздавила их. Обычно иудеи объясняли подобные случаи так: «Не бывает кары без вины».  Поэтому считалось, что человек, погибающий вследствие несчастного случая, искупает этим свою провинность.

         Но Иисус говорит, что подобное объяснение неправильно. Погибшие люди не были виновнее остальных иудеев, которые избежали гибели. Более того, по мнению Иисуса, все люди виновны, и все нуждаются в обращении. Затем Иисус рассказывает притчу: некий человек имел в своем винограднике посаженную смоковницу, которая уже три года не приносила плодов, и поэтому он хотел ее срубить. Но виноградарь попросил его не рубить смоковницу прямо сейчас: «Господин! Оставь ее и на этот год, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Именно так к нам относится Бог. Он терпеливо ждет, не принесем ли мы духовные плоды. Но это время нельзя тянуть бесконечно. Поэтому, если мы не хотим погибнуть, мы должны незамедлительно обратиться – т. е. начать «приносить плоды». Последнюю возможность обращения нам дает Сам Иисус: если мы отвергнем Его, у нас не будет никаких шансов на спасение.

         Обращение, о котором говорит Иисус, имеет два аспекта: с одной стороны, нам следует отказаться от убеждения, что за виной неизбежно следует наказание без какой-либо возможности прощения; с другой стороны, мы должны признать, что Иисус предлагает нам важнейшую и окончательную возможность начать «приносить плоды», т. е. жить полноценной жизнью. Иисус приходит, чтобы исцелить нас от предрассудка, якобы не существует прощения, способного преобразить человека и возродить его. Иисус отвергает любой исторический детерминизм, выраженный в известной фразе «За ошибки надо платить». Иисус предлагает альтернативу: любой ошибившийся, заблудший человек способен возродиться и измениться к лучшему, потому что Иисус предлагает нам такую возможность радикального преображения.

         Бедствия, катастрофы и несчастные случаи не означают, что мир лишен надежды на спасение и отдан на произвол жестокой судьбы и врага рода человеческого. Наблюдая за этими страшными событиями, люди должны осознать, что все они – грешники, все погрязли в пороках, и обратиться к Богу, Который хочет и может их спасти в этом мире, катящемся навстречу гибели.

 

Пример Израиля

 

         Второе чтение знакомит нас с примером израильского народа в пустыне: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Святой Павел обращает наше внимание на опасность чувства собственного превосходства, угрожавшую христианам из Коринфа. Они считали себя особыми, привилегированными, подобно израильтянам, которые все перешли через море, все были в сени Божественного облака, все ели одну и ту же духовную манну и пили воду в пустыне. Но эти привилегии не гарантировали им безопасности в будущем: ведь они по-прежнему остались «похотливыми» (ст. 6). «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». «Похотями» было идолопоклонство (ст. 7), «блудодействование» (ст. 8), «искушение Бога» (ст. 9) и «ропот» (ст. 10). Эти стихи, процитированные выше, к сожалению, в литургии пропущены, но они важны для понимания упреков Павла коринфянам, ибо содержат в точности такие же упреки в адрес израильтян, пребывавших в пустыне. Речь идет о типичном искушении каждого человека во все времена. В стихе 13, пропущенном в литургии, Павел помещает предостережение и расширяет его действие на все человечество: «Вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». «Искушение» никогда не бывает «неизбежным» в том смысле, что его невозможно было бы избежать. Мы всегда можем преодолеть его с помощью Божией благодати. Но сама возможность победы не зависит от нас, а является Божьим даром. Обратиться - означает принять этот дар, благодаря которому мы сможем победить все «искушения».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More