Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Четвертое рядовое воскресенье

 

Дары пророчества и целомудрия в Церкви

 

Втор 18, 15-20; Пс 95(94), 1-2.6-7a.7b-9 (Пр.: ср. 7b-8a); 1 Кор 7, 32-35; Мк 1, 21-28

 

            Первые два чтения сегодняшнего воскресенья рассматривают две «харизмы», дарованные Божьему народу: пророчество и целомудрие. Их объединяет только то, что обе харизмы проявляются в исключительных ситуациях и являются особым благодатными дарами. Мы считаем их двумя знаменательными и парадоксальными проявлениями, чье противоречие друг другу лишь кажущееся. Давайте посмотрим на популярный ныне образ мышления: современная культура принимает лишь то, что возможно проверить разумом; кроме того, она склонна к примитивным суевериям, при этом упорно отказываясь принять пророческое слово Библии. Также современный мир ценит только то, что способно доставить чувственное удовольствие, поэтому он не понимает выбор целомудренной, девственной жизни. А мы, члены христианской общины – всегда ли мы понимаем христианский смысл даров пророчества и целомудрия, способны ли восхищаться ими? Правильно ли мы понимаем положительную ценность данных харизм в жизни Церкви? Разумеется, подлинный христианский ответ может дать только Иисус Христос. Поэтому давайте проанализируем отрывок Евангелия и попытаемся найти в нем ключ к пониманию двух важных явлений церковной жизни  - пророчества и целомудрия.

 

Иисус учит и исцеляет

 

            В отрывке из Евангелия от Марка (1, 21-28) взаимно переплетены две темы: учение Иисуса и Его сила освобождать от власти нечистого духа. Экзорцизм - изгнание нечистых духов - является деянием  «власти слова»: „Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему“ (ст. 27). Авторитет слова Иисуса также заключается в Его силе изгнонять нечистых духов.

            Евангелист прежде всего обращает внимание на действенность учения Иисуса. Иисус  учит не как законники, а как имеющий власть от Духа Святого (срав. Мк 1, 9-11), и является Сыном Человеческим (Мк 2, 10). Иисус  проповедует Божье Царство, учит о Божьей воле, в то время как законники учат людей соблюдать заповеди, но сами уклоняются от их выполнения (срав. 7, 7сл.). Марк хочет  подчеркнуть личность Иисуса как Учителя: уже в самом начале фрагмента из Евангелия, который мы сегодня читаем,  Иисус предстает в роли Учителя.

 Далее описывается встреча с нечистым духом. Согласно еврейской традиции, бесы относились к сфере «нечистоты», т.е. к сфере, максимально удаленной от Бога и противостоящей Нему. К ней относились все невидимые враждебные силы хаоса во Вселенной, а также все, что касается смерти. Эти враждебные человеку силы проявляются в человеческой жизни различными способами: в виде конфликтов, болезней, психических расстройств и т.д.

            Люди  считали, что силы хаоса овладели человеком до такой степени, что можно говорить о настоящей одержимости нечистыми духами. Человек находился в сфере влияния дьявольских сил. Иисус  пришел, чтобы освободить человека от власти этих сил тьмы и зла и привести его в сферу спасения в Божьем Царстве.

            В восклицании одержимого бесом человека слышится фраза из Священного Писания: «что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне....» (3 Цар 17, 18). Эту фразу в Третьей Книге Царств говорит пророку Илии женщина, сын которой тяжело болел, пока пророк не исцелил его. Заменив выражение «человек Божий» выражением «Иисус  Назарянин», Евангелист Марк представляет нам Иисуса как настоящего пророка, обладающего даром исцеления. Иисус  - это Святой  Божий, Чьи слова имеют Божью силу.

            Народ, увидев, как Иисус  изгоняет нечистого духа, восклицает: «Что это? Что это за новое учение...со властью?» Исцеление от бесов – экзорцизм – воспринимается народом как учение, воплотившееся в действии. «Новизна» этого учения состоит не столько в новых идеях, сколько в его чрезвычайной действенности и спасительной силе.

            Иисус приносит «новое учение», которое христианские миссионеры впоследствии распространят по всему миру, как это делал святой  Павел в Афинах, когда греческие философы спросили его: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?» (Деян 17, 19). Церковь имеет миссию сохранять и проповедовать это новое учение, обладающее силой, с которым нас знакомит Евангелие от святого  Марка. В Церкви - обществе Иисуса - больше нет людей, которыми владел бы сатана, злой дух, при условии, что  христиане действительно принимают новое учение Иисуса. Церковь представляет собой общину, исцеленную и телом, и душой - причем исцелеными являются  как отдельные личности, так и община в целом. Таким образом, в Иисусе свершилась пророческая роль Ветхого Завета. Его слово - последнее и окончательное, преисполненное силы и авторитета, в которых человечество неизбежно нуждается, чтобы освободиться от козней дьяволских и угрожающих ему разрушительных сил.

 

Пророк  Пятой книги Моисея

 

            В главах 16, 18 - 18, 22 Книги Второзакония говорится о проблеме «разделения власти». Речь идет о тексте, датируемом началом изгнания, после падения царства. В нем описывается не реальная история, а идеальное учение: У царей, судей, пророков, священников имеется власть, данная Торой или Законом Божиим. В нашем отрывке роль пророка представлена как продолжение роли Моисея - быть глашатаем Божьего слова.  Бог говорит о пророке: «Вложу слова Мои в уста Его, и он будет  говорить им все, что Я повелю Ему“ (Втор 18, 18). Слово Откровения, согласно Книге Второзакония сосредоточившееся в явлении на горе Хорив, постоянно актуализируется через пророков. Критерием для различения истинного пророка от ложного согласно Книге Второзакония является верность или неверность Божьему слову, явленному на горе Хорив.

            Между ролью пророка во Второзаконии и пророческой ролью Иисуса, описанной Евангелистом Марком, существует очевидная связь. Пророк во Второзаконии не имеет собственной власти, а опирается на Божье слово. Иисус  говорит «со властью», поскольку Он - Божий Сын. Также и миссионеры, и все христиане, которые подобно Павлу проповедуют «новое учение» Иисуса Христа, являются пророками. Одна из функций пророков в современной Церкви - свойство, названное в подготовительном документе церковного собора в г. Лоретто (La forza delle riconciliazione -  Сила примирения) «различением духов». Что это означает? Это значит быть внимательным к действиям Духа в обществе, среди современных людей, чтобы мы могли содействовать тем социальным и культурным процессам, которыми движет Божий Дух, а также разоблачать обстоятельства и процессы, противоречащие духу Евангелия, и указывать на них» (п.3.2.1).

 

Дар целомудрия

 

            Присутствие Духа Иисуса и Его исключительно действенного слова «со властью»  проявляется  не только в пророческом различении духов в свете Божьего слова, но и в харизме посвященноого целомудрия, о которой нам говорит святой Павел. Нам хорошо известно, что господствующая культура не питает уважения к целомудрию  и не ценит его, тем более это касается обязательства хранить целомудрие. При этом Церковь не стесняется демонстрировать свою веру в сильное и действенное слово Иисуса и подчеркивает, что посвященное Богу целомудрие - это путь человека к полноте истинной жизни, переживаемой в общении с Богом. Подобно тому, как раньше мир высмеивал пророков, в настоящее время он высмеивает тех, кто воспринимает целомудрие, как «драгоценную жемчужину», и принял его как дар от Бога, ради Царствия Небесного. Тех, кто встал на путь посвященной Богу жизни. Мир «возмущает» именно верность действенному и авторитетному слову Божьему, которое проповедует Иисус, и которое дает подлинный смысл жизни и исцеляет человека от дьявола, угрожающего ему.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More