Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Благословенна Ты между женами

 

Мих 5, 2-5a;  Пс 80 (79), 2ac и 3bc.15-16.18-19 (Пр.: 4); Евр 10, 5-10; Лк 1, 39-45;

 

         Рождество уже совсем близко. Давайте оглянемся назад и зададимся вопросом: что я сделал для того, чтобы «подготовить» Рождество? Хотя этот вопрос может вызвать некоторое недоразумение, как будто Рождество является плодом моих трудов. Библейские чтения сегодняшнего воскресенья Адвента разоблачают  искушение, соблазн «власти», таящийся в каждом из нас. Нам хотелось бы самим быть «авторами и создателями» Рождества. В сегодняшней литургии на передний план выходят несколько женщин, прежде всего - Мария, Матерь Иисуса, что вызывает в нашем сознании образ родов, рождения. Речь идет о женщинах, «рождающих» Божий дар. Рождество является даром, а не плодом наших трудов. Оно – обетование, а не достижение. Оно – «пришествие свыше», а не результат нашего пути. Итак, сегодня мы слышим призыв «подготовить» Рождество так, как это сделала Мария: отдать свои сердца, разум и волю в распоряжение Бога для принятия Его дара, поверить Божиим обетованиям и дать возможность прийти «Тому, Кто хочет прийти».

 

Тот, Кто родится

 

         Отрывок из Книги пророка Михея содержит обетование спасения. Бог даст возможность родиться тому, кто будет  «править» Израилем: Мессия-Спаситель изображен в царской одежде как новый Давид и поэтому назван «Владыкой». Очевидно, что Он будет именно посредником Божего  спасения, а не политическим деятелем или воплотителем человеческой инициативы, ибо «Его происхождение из начала, от дней вечных». Слова «происхождение» и «от дней вечных» напоминают нам о царе Давиде. Но мы считаем, что было бы правильным видеть в них также упоминание Божией инициативы. Иными словами, в отрывке говорится, что Бог призовет «царственную» личность (отметим, что термин «царь» в тексте не применяется умышленно), посредством которой сам Бог принесет нам спасение.  

 

         Внимание пророка в большей степени сосредоточено на новом обществе, возникновение которого сделает возможным Бог, нежели на определении царской мессианской личности. Для библейского мессианизма характерно подчеркивание социального аспекта в большей степени, нежели отдельной личности – Мессии. Мессианское общество охарактеризовано двумя событиями: родами, ставшими символом непрерывности и победы жизни,  и собранием сынов Израилевых. В этом новом и возрожденном мессианском обществе посредством Мессии укрепится Божия сила:  «И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего». Очевидно, что Мессия не будет применять человеческое оружие, т. е. военную силу и силу политической дипломатии. Пророк мечтает не о каком-либо государстве, а о новом обществе, где Бог будет применять Свою «силу» и Свою царскую власть.

 

Две женщины: Елизавета и Мария

 

         Сегодняшний отрывок из Евангелия описывает событие, в котором в роли главных героев оказываются две женщины: Елизавета и Мария. В жизнь обоих женщин неожиданно и милостиво входит Господь, и они радостно свидетельствуют о Его пришествии.

         Елизавета зачала сына, являющегося плодом Божиего обетования, «чудом» всеблагости Господней. «Елизавета исполнилась Духа Святого» (ст. 41) и из глубины сердца начала возносить Богу хвалу. Из бесплодной женщины она превратилась в мать, из опечаленной - в полную радости: Бог решил послать в мир Предтечу Иисуса и даровать ему Свою Власть, Своего Духа. Иными словами, сам Бог готовит Свое пришествие – дает родиться Своему Предтече, чтобы подготовить «путь», по которому придет Он Сам.

         Вторая упомянутая женщина - Мария, объявленная Матерью Господа, ибо «блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Определяющая черта личности Марии – это, прежде всего, Ее отношение к Господу. Она – верующая, Она – Матерь, а Господь стоит в центре Ее веры и материнства. Все, кем Она является, зависит от Господа, сделавшего Ее Матерью.

         Бог добровольно и свободно избрал Себе Мать и хочет прийти к нам через Нее. Бог посылает Своего Сына не через какую-либо царицу, а через обыкновенную девушку. Тот, Кто родится от Нее, не будет обычным человеческим «принцем» или «царем». Следовательно, Бог посылает Своего Сына не для того, чтобы основать государство или господствовать над людьми, как это делают вожди народов.

         Итак, это Бог Своей «властью» ниспосылает в мир Своего Сына и рождает Его Предтечу, Иоанна Крестителя. Абсолютное обновление приходит не стараниями человека, а исключительно по Божией инициативе. Иисус Христос – это абсолютное обновление. Бог призрел на смирение Рабы Своей и даровал Ей благодать стать Его Матерью. Рождение Иисуса от Девы Марии силой Духа Святого знаменует абсолютный дар спасения. Человек не в состоянии сам себе обеспечить спасение, он может только принять его со смиренной верой.

         Мария является образцом веры: Она благословенна, ибо уверовала. Вера Марии представляет собой совершенную преданность и принятие Божией инициативы. Благодаря вере Марии начинается  новая эра в истории мира – эра Церкви.

         У истоков Нового Завета стоят две женщины: Елизавета и Мария. В те времена женщины не занимали столь высокое положение в обществе, как сегодня. Кроме того, Елизавета и Мария не имели детей, а следовательно, не могли быть уважаемы как матери. Но Бог избрал именно этих двух женщин, чтобы открыть новую эпоху в истории мира. Бог избирает людей, которые особенно не выделяются, и призывает их к осуществлению Своего замысла.

         Человеку свойственно стремиться захватить власть, «господствовать», подчинять, подавлять других или превращать их в свои орудия, в то время как Божия сила воздвигает человека, избавляет его от вытеснения на окраину общества, дает ему истинное достоинство и радость. Елизавета и Мария были двумя обыкновенными женщинами – небогатыми, не знаменитыми, не входящими в «круг» сильных мира сего. Но Бог избрал их, чтобы послать на землю Своего Сына, Иисуса Христа.

 

Бог посылает Иисуса

 

         Отрывок из Послания к Евреям дает нам возможность продолжить размышления. Когда Иисус пришел в этот мир, Он сказал: «вот, иду  исполнить волю Твою, Боже». Он приходит не для того, чтобы дать Богу что-нибудь или сделать что-либо для Него: ведь Бог не нуждается ни в наших жертвах, ни в наших дарах. Иисус приходит, чтобы укрепить на земле истинную веру, отличающуюся от религиозных представлений, якобы человек должен что-либо давать Богу.

         Что же делает Иисус? Он не является иудейским священником, Он не приносит  жертвы,  не возглавляет какой-либо «культ». Иисус приносит Богу Самого Себя, всецело и безоговорочно предавая Себя Божией воле. Таким образом, «по сей-то воле освящены мы единократным  принесением тела Иисуса Христа». «Тело Иисуса» в данном случае означает личность Иисуса, «предавшегося» Богу вплоть до смерти. В течение всей жизни, от начала («входя в мир») и до конца («жертва тела»),  Иисус стремился выполнить Божию волю. Поэтому Послание к Евреям побуждает нас: «Посему и мы, … с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12, 1-2).

         Иисус приходит во время Рождества, чтобы торжественно ввести нас в тайну веры и предоставить нам возможность жить этой верой, т. е. довериться Богу, как это сделал Он. Не только Марии, Своей Матери, и Елизавете, но и всем нам Иисус дарует возможность исполнять Божию волю.

 

Экзегетическое примечание:  ВЕРА

 

         Согласно Священному Писанию, «вера» не является исключительно действием интеллекта, когда мы считаем определенные  истины - безошибочными. Вера включает в себя всю сущность человека и направлена непосредственно к Богу, дарующему нам Себя. В акте веры человек сознательно и добровольно соединяется с Богом, дарующим ему Себя, а следовательно, этот акт требует приложения как разума, так и свободной воли. Вера не является действием чистого разума, однако она не иррациональна. По сути, она является разумным послушанием свободной и любящей Божией воле, отдающей себя человеку. Вера, понимаемая в библейском смысле, включает в себя также надежду и любовь. Таким образом, в вере принимает участие вся человеческая сущность.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More