Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Иисус - Пастырь Добрый

 

Деян 4, 8-11; Пс 118(117), 1 и 8-9.21-23.26 и 28ab и 29 (Пр.: 22); 1 Ин 3, 1-2; Ин 10, 11-18

 

            В современном обществе образ «пастыря», т. е. «пастуха», может показаться нам неприятным и даже неприличным, поскольку из него следует, что мы - овцы. Быть  «овцой» вызывает ассоциации с подчинением, стадом, пассивностью, недостатком самостоятельности.  Кроме того, овца - животное кроткое и тихое, а мы привыкли  пользоваться силой для достижения своей цели. Однако достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что мы зачастую ведем себя как настоящие «овцы»: позволяем некоторым людям – «лжепастырям» - вести нас, куда им заблагорассудится, зачастую неосознанно прислушиваемся  к  их  «голосам», доносящимся из культурной среды в которой мы живем.  Мы слишком часто отказываемся от независимости, которой якобы дорожим, и становимся учениками ложных учителей.

            Так кто же наши вожди, наши пастыри? Зачастую эти люди обращаются с нами как с рабами, руководят нами исключительно ради собственной прибыли, действуют как наемники, а не настоящие бескорыстные пастыри. Но хотим ли мы на самом деле быть свободными и независимыми? Или в нас крепко уже укоренился стадный инстинкт, желание стать чьими-нибудь рабами, в котором мы сами себе не признаемся, инстинкт подчинения и отречения от самих себя? Мы хотим быть христианами и называем себя таковыми, поскольку еженедельно принимаем участие в святой Мессе - но действительно ли Иисус Христос является  нашим  единственным Учителем и Пастырем ?

            Среди множества наших учителей - книги, которые мы читаем, телевидение, которое смотрим, болтовня коллег и «общественное мнение». Хотя мы всячески стремимся сохранить независимость, например, в отношении рекламы, мы все-таки нередко попадаем в зависимость различного рода - например, от окружающей среды и культуры, в которой живем. В сегодняшнее воскресенье Иисус призывает нас тщательно проверять, за какими учителями и вождями мы идем.

 

Ни в ком ином нет спасения

 

            Начнем сегодняшнее размышление со слов, которыми Петр сопровождает исцеление больного (Деян 4, 8-12). Какой силой и чьим именем Петр исцеляет больного? Он сам отвечает на этот вопрос: «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав». Поэтому Петр не требует себе никакого вознаграждения, называя себя «орудием» в руках Иисуса Христа. Только Иисус дает спасение: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.». Иисус - Камень, отвергнутый людьми, но возведенный Богом «во главу угла».

            Иисус – не тот учитель, которого жаждали многие люди в Его время, Он непохож на вождей, за которыми шел народ. Он - не военачальник, совращающий и подчиняющий толпы ради собственных интересов, Он - не предводитель, жаждущий успеха и славы. Следовательно, Он - не тот «вождь», за которым пойдут толпы, желающие подчиняться. Иисус несет нам подлинную свободу, истину, любовь, ненасилие, самоотверженность. И только потому, что Он желает людям только блага, люди отвергли Его. В мире было множество успешных вождей, хотя они были гораздо менее честными, менее бескорыстными и менее добрыми, нежели Иисус! А Иисус смирено принял смерть на кресте. Но именно Он является нашим Спасителем, способным поставить человека на ноги, как Он поставил на ноги хромого, исцеленного посредством Петра. Этот факт исцеления имеет не только историческую, но и символическую ценность: хромой символизирует всех людей, немощных духом, ограниченных и нестойких. Только Иисус может вернуть человеку здоровье и даровать ему спасение.

 

Божие дети

 

            Иисус не только исцеляет нас - Он делает нас «Божиими детьми», как напоминает святой  Иоанн: «отныне мы дети Божии». Это чудо превышает все прочие чудеса исцеления: Бог избавляет нас от всех уз, и мы становимся участниками божественной жизни.

            По какому признаку мы узнаем Божию любовь к нам? По тому, что мы стали Его детьми: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Вот оно - Божие Царство: Бог не подчиняет людей, не порабощает их, а делает нас Своими детьми.

           Каким же образом Бог хочет быть нашим «вождем»? Не как властелин, не только как законодатель, отдающий распоряжения, но прежде всего - как Отец для Своих детей.

            Вокруг множество людей, желающих стать нашими повелителями,  вождями, пастырями или еще кем-нибудь в этом роде. Но кто из них готов стать нашим отцом?  А если бы кто-нибудь и согласился стать нашим отцом, он не смог бы даровать нам полноту жизни в Боге. Но Бог желает только одного: чтобы мы стали Его детьми!

            Однако мы становимся Божиими детьми только в единстве с Иисусом Христом, Единородным Божиим Сыном. Только благодаря Иисусу Христу мы можем участвовать в божественной жизни. Именно в этом смысле Иисус желает быть нашим «пастырем», нашим вождем, нашим Спасителем.

 

Пастырь Добрый  

 

      Иисус - не только Добрый Пастырь, но и «образец пастыря». Таков подлинный смысл выражения, переводимого как «добрый пастырь». Иными словами, «добрый» здесь означает «истинный», «подлинный», «единственный». Иисус - Пастырь par excellence!  Пастырь в полном смысле слова! Ни один из пастырей не равен Ему. Истинный  «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Иисус положил Свою жизнь, не только приняв смерть ради нас, но и даровав нам возможность участвовать в Его собственной жизни: кто не любит настолько, чтобы отдать свою жизнь, тот не может называться пастырем (срав. Ин 21, 16; 15, 13).

            Между пастырем и овцами имеются отношения взаимной любви и познания: «Я знаю Моих (овец) и Мои (овцы) знают Меня». Эти личные взаимоотношения столь глубоки, что Иисус  сравнивает их с взаимоотношениями между Ним и Его Отцом: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца». Войти в Его «двор», в Его стадо, и стать его частью - не только внешнее единство, подразумевающее определенные обязательства и задачи, которые следует выполнять: это единство основано на межличностных отношениях Иисуса и Его народа.

           Иисус желает, чтобы в этих личных отношениях принимали участие все люди:  «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Это выражение по-своему парадоксально: речь не только о едином стаде, но и о том, что это стадо будет иметь «одного пастыря». Стадо настолько едино с пастырем, что вместе они создают единое целое. Стадо не просто «ведомо» пастырем, а состоит с ним в доверительном единстве.

            Божий план, а значит, план Иисуса - даровать человечеству жизнь вечную (срав. Ин 6, 39 сл.). Любовь, с которой Он дарует нам Себя, исходит от Отца: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою». Любовь Отца живет в Иисусе, поэтому Иисус отдает Свою жизнь добровольно и с любовью. Отдать жизнь за других - суть Божией любви, т. е. суть Самого Бога. Дар, в котором Иисус отдает нам Себя, является наивысшим проявлением Божией любви к нам и открывает подлинную сущность Бога: Его любовь. 

            Жертва жизни Иисуса - не обычный внешний жест: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего». Отдать жизнь ради других - основной «закон» бытия Иисуса: Он отдал Себя, чтобы люди могли жить.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More