Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Четвертое воскресенье Великого Поста

 

Благодатью вы спасены

 

2 Пар 36, 14-16.19-23; Пс 137(136), 1-2.3.4-5.6 (Пр.: Пс 65(64), 2a); Еф 2, 4-10; Ин 3, 14-21

 

            Человек может быть пессимистом или оптимистов в большей или меньшей степени. Но невозможно отрицать, все мы, согласно Священному Писанию, грешны. Мы больше любим получать, нежели отдавать, мы боимся правды и легко доверяем полуправде. Мы согласны с Евангелием теоретически, но не осуществляем его принципы в жизни. Можно было бы продолжать далее, но в этом нет смысла. Каждый из нас и без того знает, что он склонен ко злу, насилию и эгоизму.

            При этом современная культура располагает нас к самоуверенности: нас призывают игнорировать собственное чувство вины и даже вовсе избавиться от всякого чувства вины. Более того, эта культура поощряет нас идейно оправдывать свои мотивы и инстинкты и даже самые чудовищные поступки принципом «самореализации» и поисками собственного удовольствия.

Христиан обвиняют, якобы их воззрения вызывают фрустрацию, ущемляют естественные желания человека, взращивают «закомплексованных» личностей, вынужденных соблюдать множество запретов. Якобы христиане  создают в обществе атмосферу обскурантизма, меланхолии и уныния, зациклены на себе и плачут о собственном ничтожестве. Доходит даже до того, что люди спорят об этих противоположностях как о единственно возможных альтернативах, говоря о выборе одной из них – чувства вины или свободы, зависимости или самостоятельности, пессимизма или оптимизма и т. д. Христиан упрекают в самоуничижении, в неумении «наслаждаться жизнью» и в комплексе вины, отравляющем им жизнь.

            Поводом для подобных размышлений у неверующих может быть и само время поста. Например, словарь итальянского языка содержит следующие выражения: «он выглядит как пост» (о худом, истощенном человеке) или «долгий как пост» (о чем-нибудь долгом, скучном и неинтересном). А каких взглядов и образа жизни придерживаемся мы?

 

Иисус Христос спас нас

           

            Взгляните на встречу Иисуса с Никодимом – подлинным иудеем, преданным Завету, мудрым книжником, ожидающим пришествия Мессии и воплощающим Закон Божий в своей практической жизни. Никодим - человек, жаждущий более справедливого общества, основанного на соблюдении Божия Закона. Он - честный человек, «один из начальников Иудейских», «учитель Израилев». Но Иисус не соглашается с Никодимом. Напротив – в беседе с ним Он полностью разрушает его представления о положении «учителя Израилева».

Иисус стоит на позициях деятельности Бога ради человечества: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». Иисус - дар Божией любви к человечеству. Божия любовь жаждет спасения: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него». Бог Отец любит нас и поэтому посылает Своего Сына. Таким образом Он осуществляет Свое желание спасти человечество, поскольку наше спасения – единственное страстное желание Бога. Божия любовь не делает исключений. Если же кто-либо не будет спасен - ответственность за это понесет не Бог, а сам человек.

            Мы не можем оставаться равнодушными к Иисусу, дару Божией любви. Кто примкнет к Иисусу, то есть кто уверует в Него – тот не будет осужден. А кто не доверится Иисусу, то есть, кто не уверует в Него - уже осужден. Верить в Иисуса – это верить, что Бог в Своей любви дал людям Своего Сына Иисуса, тем самым дав нам  возможность жить новой жизнью в новом обществе.

            Иисус – Свет, пришедший в мир, «но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы». Иисус показал «тьму», в которой живут люди. Тьма любит тьму и не желает, чтобы свет «разоблачил» ее, поэтому она ненавидит свет. Зло ненавидит добро! Человек, примкнувший к тьме, желает остаться на «пути нечестивых». Такой человек ни за что не признает своей вины и всячески скрывает свои грехи. Принять свет - означает выйти из укрытия и признать, что ты находился во тьме.

            Но Иисус пришел именно для того, чтобы люди, живущие во тьме, признали в Нем свет, чтобы они позволили облачить их в лучезарное сияние света и признали собственную неправедность. «Ибо ...поступающий по правде идет к свету»: «правда» в данном случае значит «преданность», «честность», чистую готовность сердца к совершению подлинного добра. Только человек, действующий в этой готовности любить, приходит к свету, то есть, к истинной преданности Иисусу - Свету. Это можно было бы сказать следующими словами: к вере в Иисуса приходит только тот, кто готов любить по-настоящему. Помимо этой готовности, мы должны признать, что обитаем во тьме и нуждаемся в Свете, который может нас спасти.

 

Благодатью вы спасены через веру

 

            Второе чтение из Послания святого Апостола Павла Ефесянам содержит отрывок, в котором Апостол обрисовал мрачную картину человеческих судеб, в которой из-за грехопадения страдают все - как иудеи, так и язычники. Теперь он возвещает спасительное дело Божия милосердия и Божией  благости. Сами по себе мы ничем не заслужили Божественное вмешательство, но «Бог богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертых по преступлениям, оживотворил со Христом - благодатью вы спасены». Положение человечества - крайне отчаянное, поскольку оно запятнано и порабощено грехом. Но Бог побеждает грех человека и преодолевает его неодолимой силой Своей любви. Мы спасаемся не добрыми делами, которыми могли бы хвалиться, а только Божией благодатью. Святой Павел говорит об этом предельно ясно: спасение «не от вас, оно - Божий  дар».

            Исповедание наших грехов, «пессимизм», с которым мы размышляем обо всем, связанном непосредственно с нами, не является плодом самоуничижительного мазохизма, но вытекает из веры в Бога – единственного нашего Спасителя. Кроме того, спасение - не только шанс, на который мы надеемся, но и дар, данный нам Богом в Христе, вместе с Которым Он воскресил нас из мертвых и даровал место на Небесах. В Иисусе Христе  проявилось «преизобильное богатство благодати Его и доброты к нам». Бог «сотворил нас во Христе Иисусе на добрые дела». Он обновляет нас благодатью Христовой и дарует нам способность творить по-настоящему добрые дела, плоды Его  любви.  Мы - всецело «Его творение».

            Провозглашая, что великодушие Божией любви приносит нам спасение, мы не нивелируем ценность человека. Признать, что без Иисуса Христа и вне Него наша жизнь бессмыслена - означает не то, что мы - рабы бесплодного комплекса вины, а обыкновенное признание факта, что без Бога мы не способны жить подлинно человеческой (и даже более нежели человеческой) жизнью. В Иисусе Сам Бог приходит к нам, чтобы жить с нами и в нас, чтобы сделать нас добрыми и счастливыми. Время Великого поста призывает нас исповедовать свои грехи, покаяться за совершенные проступки и, прежде всего, исповедовать веру в Иисуса Христа, спасающего нас. Ибо подлинная причина нашей греховности, недовольства и печали кроется в недостатке веры в Иисуса Христа. Святой  Павел говорит об этом так: «благодатью вы спасены через веру». Если  мы уверуем по-настоящему, мы сможем жить во спасении, дарованном Иисусом!

 

Все согрешили

 

      Человечество испытывает постоянное искушение оправдаться в собственных грехах, спастись самостоятельно, без посторонней помощи. Сегодняшнее первое чтение начинается словами: «Все начальствующие над священниками и над народом много грешили». Все мы согрешили. Мы все -  грешники. Далее говорится: «Они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его“. Мы признаем, что не слушали Божия слова и были неверными ему.

У нас есть надежда на спасение, продемонстрированная уже в первом чтении: «Теперь земля субботствовала». Следовательно, наказание, которое мы навлекли на себя грехами, не будет бесконечным. Бог идет нам навстречу. Он послал нам Своего Сына, чтобы спасти и искупить нас. От нас Он требует только одного: не пытаться упрямо жить без Бога и не искать спасения нашими жалкими средствами.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More