Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Четвертое воскресенье Адвента 

 

Дева примирения

 

2 Цар 7, 1-5. 8b-12. 14a. 16; Пс 89(88), 2-3. 4-5. 27 и 29 (Пр.: 2a); Рим 14, 24-26; Лк 1, 26-38

 

         В документе, подготовленном церковным собором в городе Лоретто, под названием La forza della riconciliazione („Сила таинства покаяния“) мы читаем: «Дева Мария, занимающая особое место в Церкви, являющаяся первенцем среди верующих и вознесенная на Небеса как Матерь Господа, может послужить образом человечества, примиренного с Богом, примером повиновения Слову Божию и полноты благодати, к которой призван мир. Мария, появляющаяся в самом начале пути примирения с Богом, является Матерью Церкви и образцом веры, на который взирает примиренный мир, чтобы вслед за Ней устремиться в Небесный Иерусалим. Она – знамение непреложной надежды, к которому мир устремляет свой взгляд. Чтобы мы сумели глубже осознать значение выражения «примирение» в контексте почитания Пречистой Девы Марии, папа Иоанн Павел II в юбилейном мариянском году поручил мир покровительству именно Марии» (2.2.1).

 

         В сегодняшнее четвертое воскресенье Адвента Пресвятая Дева Мария помогает нам должным образом подготовиться к Рождению Христа – Того, кто навсегда примирит нас с Небесным Отцом. Каким же образом смиренная и величественная Дева из Назарета учит нас ожиданию Рождества и принятию рожденного Мессии?

 

Рождество царя

        

В первом чтении перед нами предстает первый великий царь Израиля - Давид, наслаждающийся спокойствием мирного времени после победы над врагами.  Царь Давид строит планы строительства Дома для Господа в своем  городе, «во граде Давидовом». Он мечтает сделать то, что и все правители на Востоке: возвести возле царского дворца храм для Бога своего народа. Храм должен был выполнять функцию видимого знамения Божьего покровительства народу, а также символизировать утвержденную Богом легитимность политической власти царя.

         Давид мечтал о создании священного государства, в котором, как сказали бы в наши дни, было бы утверждено единство между «государством» и «церковью». Однако Бог через пророка Нафана протестует против планов царя Давида отождествить государство с Церковью (эти же протесты звучат у всех последующих пророков). Бог претендует на исключительное положение истинного Царя Израиля, а Давида назначает только на должность «вождя» Своего народа (ст.8). Израиль - не народ Давида, а «Божий  народ» (ст.8. 10. 11). Бог в очередной раз называет Израиль «Своим народом». Власть земного царя имеет «четко очерченные объемы». Божие Провидение привело Давида на престол, Бог позволил ему победить  врагов и обещает ему несокрушимое царство в будущем.

         Очевидно, что царь не может ничего сделать без Бога, суверенно управляющего историей Своего народа. Царь не победил бы врагов исключительно благодаря своей силе и военной мощи, его престол не был бы утвержден, он сам не был бы в состоянии обеспечить порядок и спокойствие своего народа.

Критический и полемический тон пророка Нафана очевиден. В то время как Давид мечтает воздвигнуть «государственный» храм, Нафан провозглашает Божию «мечту»: «И Господь  возвещает тебе, что Он устроит тебе дом» (ст.11). Речь идет не о замене личности главного строителя, то есть, Бога вместо Давида, но о глобальном изменении всего плана строительства. Автор нового плана –  Бог, Тот, Кто укрепит царство Давида и дарует царскую власть его потомству.

         Если  принимать во внимание, что седьмая глава Второй книги Царей создавалась под влиянием Второзаконнической школы, можно увидеть, как эта богословская школа пыталась добиться примирения между «государством» и «Божиим народом». Но попытка не удалась.  Царство Давида и царства его потомков исчезли. Его «государство» навсегда отошло в историю. Но верность Бога по отношению к Его народу, Его царская власть над  народом пребывает вовеки.

         Согласно нашему мнению, Давид олицетворяет любое призвание к власти, политической или экономической, а также к власти, добиться которой хотя бы в малом стремится каждый человек. Каждый из нас жаждет быть «царем», даже неосознанно или в мелочах. Мы также мечтаем, чтобы скорее наступило Рождество - тогда мы построим вертеп, приготовим подарки родным и друзьям, купим детям игрушки и подадим милостыню беднякам. Несомненно, все это хорошо и красиво, но суть Рождества – не в этом. Следует помнить, что Рождество делаем не мы сами. И чтобы приблизить  Рождество, мы должны, подражая Пресвятой Деве Марии, принять его с подлинной верой в Бога.

        

Рожденный Женою

 

         Отрывок из Евангелия содержит множество ссылок на текст седьмой главы Второй Книги Царей. Достаточно привести стихи (32b. 33): «даст Ему Господь  Бог  престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Но кто же это, Кого возвещают как нового Давида? Это не обыкновенный царь, не человек, претендующий на политическую власть, не правитель, имеющий престол и территорию, над которой простирается его власть. Иисус - Мессия и Сын Божий, родившийся не от вожделения мужа, но исключительно от действия Духа Святого. Люди действительно не имеют никакой власти над Ним, зачатым не от человека. Иисус не гонится за человеческой властью, а напротив, уклоняется от нее. Впоследствии Он скажет, что царство Его не от мира сего.  Поэтому Его рождение – не рождение бедного и беззащитного ребенка, нуждающегося в нашей помощи, а рождение Божьего Сына, ставшего человеком, чтобы освободить людей и дать им возможность стать детьми Божиими.

         Итак, не человек строит Богу дом, как это хотел сделать Давид, но сам Бог, ставший Человеком, желает прийти и пребывать в «доме», которым для Него является каждый человек, поскольку Он сам стал человеком.

 

         Дева Мария представляет собой полную противоположность Давиду: у Нее нет ни власти, ни грандиозных планов. Она – обыкновенная  девушка, дочь своего народа, признающаяся, что «не  знает мужа». Кроме того, будучи женщиной, Она определенно не занимала в иудейском обществе никакого  значимого положения. Но именно эта Дева оказалась наиболее готовой сотрудничать с Божией благодатью, наиболее открытой на Бога, способной слушать и слышать единственного Царя Вселенной: «Се,

Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Дева Мария Своей абсолютной верой в Божью силу и безоговорочной преданностью Божьему обетованию сделала возможным  рождение Иисуса.

         Божье обетование, данное Давиду, теперь исполнилось всецело, окончательно и навеки: Бог построил Себе дом среди нас. Как говорится в Евангелии  от Иоанна: „И Слово стало  плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14). Поэтому мы поем в ответном псалме: «Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен» (Пс 89(88) 29). Рождение Иисуса – проявление истинной верности Бога  Его спасительному обетованию. Бог не нуждается ни в чем – это мы нуждаемся во всем, хотя зачастую твердим себе, будто являемся царями вселенной и даже можем  построить дом Богу. На самом деле, не Бог, но мы сами нуждаемся во всем,  и Бог удовлетворил нашу нужду, послав нам Своего Сына.

         Последняя глава Послания к Римлянам (Рим 16, 25-27), которую мы сегодня слышали в качестве второго чтения, указывает нам, с каким настроением мы должны идти навстречу Рождеству. Только Богу, Единственно мудрому и сильному, мы должны возносить хвалу. Только Его мы должны прославлять, ибо Он нам явил Свою тайну, Свою мечту – сделать нас Своими детьми посредством Иисуса Христа.  Он послал всем нам Благую весть – Евангелие Иисуса Христа. И принимая Благую Весть о рождении Иисуса, Мессии и Божьего Сына, так, как это сделала Дева Мария, вместе с Ней мы принимаем Иисуса – единственного, Кто способен примирить людей с Богом  и  между собой.

 

- о – о –О – о – о -

 

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More