Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Мы - Божий народ

 

Деян 13, 14.43-52; Пс 100(99), 1-2.3.5 (Пр.: 3с); Откр 7, 9.14b-17; Ин 10, 27-30

 

 

         Церковь – это «тайна», которую человек не способен изучить до конца, «тайна», о которой можно размышлять бесконечно, ибо в ней присутствует Сам Бог.  Поэтому, говоря о Церкви, мы вынуждены ссылаться на различные образы и аналогии, которые, к сожалению неспособны выразить все аспекты и всю глубину Церкви.

         С другой стороны, обилие и многоликость «образов» не дают нам счесть один из них полностью исчерпывающим. В Догматической конституции о Церкви Второго Ватиканского Собора (Lumen Gentium) говорится: «Как в Ветхом Завете откровение о Царстве часто передается в прообразах, так и ныне глубочайшая сущность Церкви познается нами через различные образы» (п. 6). В Новом Завете можно найти не менее 24 образов, применяемых для объяснения сущности Церкви.

         Изо всех образов Церкви Собор выделяет образ «Божиего народа»; с одной стороны потому, что он выражает всеобщее достоинство всех крестившихся в Церкви и их ответственность в мире, с другой - потому, что он свидетельствует об общественном и историческом характере Церкви. Ясно, что понятие «народа» имеет не только биологическое, социальное, культурное, политическое или идеологическое значение. Давайте воспользуемся этим «образом» Церкви как главной мыслью, которая будет сопровождать нас в сегодняшнее воскресенье.

 

Божие слово

 

         Согласно первому чтению, Павел и Варнава возвещали Божие слово не только иудеям, но и язычникам в Антиохии Писидийской. И «язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян 13, 48). Из послушного и восприимчивого слушания Божьего слова рождается вера: таким образом, создается община верующих, т. е. Церковь. Я считаю, что текст II Ватиканского Собора мог бы стать идеальным комментарием к этой главе Деяний: «Народ Божий собирается, прежде всего, Словом Бога Живого, какового все вправе ожидать из уст священников. Поскольку же никто не может быть спасён, прежде не уверовав, то первая обязанность Пресвитеров как сотрудников Епископов — возвещать всем Евангелие Божие... Ибо спасительное слово пробуждает веру в сердцах неверующих и питает её в сердцах верных» - (срав. Декрет о служении и жизни священников (Presbyterorum ordinis, 4)).

         Итак, Божий народ рождается из слушания Божьего слова. А вместе с Божиим словом приходят «радость (веры) и Дух Святой». Церковь является общиной, которая – оживляемая Духом – принимает с верой Божие слово и переживает великую радость. Поэтому Божие слово является действенной плодотворной и творческой силой, так что Лука придает ему черты отдельной личности: «И слово Господне распространялось по всей стране». Божие слово стоит у истоков Божьего народа.

 

Великое множество людей

 

         Во втором чтении из Откровения апостола Иоанна мы продолжаем углубляться в тему Церкви: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков». Следовательно, принадлежность к Божьему народу не определяется национальностью, расой, языком или культурой. Люди, принадлежащие к Божиему народу, облачены «в белые одежды», т. е. они принимают участие в Божественной жизни, поскольку «белый цвет» в Откровении апостола Иоанна символизирует божественную жизнь. «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца»: Смерть Иисуса на Кресте обеспечила им божественную жизнь, омыв их от всякого греха. «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (Откр 7, 17). Церковь - это община Агнца-Иисуса, Который руководит ею и является единственным Добрым Пастырем, ведущим ее к источникам божественной жизни, которых она жаждет. И, будучи общиной Божиих детей, Церковь является «храмом Его», «и Сидящий на престоле будет обитать в них».

         Церковь непрерывно находится «пред престолом и пред Агнцем». Мы можем это выразить следующим образом: Бог и Его Сын, Иисус Христос, находятся «впереди» Церкви, чтобы силой Духа Святого непрестанно вести ее вперед, вплоть до ее полного совершения. На этом историческом пути Церковь, с одной стороны, живет воспоминанием памяти своего Господа, но, с другой стороны, ей знакомы и «великая скорбь», и грех, и разделение. Поэтому ей необходимо непрестанно «омываться» и очищаться.

         Стремясь привести суммарное, максимально точное определение Церкви, мы можем сказать, что Церковь является Божиим народом, живущим памятью о своем Господе Иисусе Христе и ожидающим Его пришествия. «Память» означает укоренение Божьего народа в земной жизни Иисуса Христа, в Его смерти и воскресении из мертвых (срав. образ Агнца). Но «память» в литургическом смысле также означает присутствие Иисуса в Церкви - в Его слове, в таинствах, в апостольском служении, в служении бедным, в собрании верующих. До тех пор, пока Церковь «ожидает» Господа, она находится здесь, на земле, «в пути», в постоянно незавершенном состоянии, в состоянии непрерывного обращения к своему Господу, посреди испытаний земного существования. Если мы говорим о Церкви как о «Божием народе», то Церковь представляет собой определенный видимый исторический субъект с собственной структурой и собственной организацией, способный быть субъектом исторических действий. И задача Церкви – проповедовать не саму себя, а своего Господа – Иисуса.

 

Паства Иисуса  

 

         Церковь – это паства Иисуса: овцы, т. е. верующие люди, принадлежат Ему («овцы Мои»). Именно поэтому они могут и должны идти за Ним («идут за Мной»), поэтому они должны стремиться жить вместе с Ним и жить так, как жил Он. Но чтобы следовать за Ним, овцы должны «услышать» Его голос, т. е. согласиться – в действительности, а не на словах – с Его словом, понять его и усвоить в послушании веры. Для того, чтобы верующие присоединились к Нему и пошли за Ним, необходимо, чтобы они Ему принадлежали: это значит, что способность жить с Ним и жить так, как жил Он, является даром Его благодати для нашей свободы. Если мы решимся принадлежать Иисусу и примем этот факт как реальность, Иисус даст нам способность понять Его и пойти за Ним.

         Отношение Иисуса к Своим овцам характеризуется как отношение познания-любви: «Я знаю их». Глагол «знать» имеет здесь расширенное значение, поскольку, помимо познания, он включает в себя защиту, любовь, заботу, попечение,  преданность и принадлежность. Это объясняет стих 28: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Даром Иисуса является вечная жизнь, препятствующая смерти и вечному осуждению и избавляющая людей от власти лукавого.

         Пребывать в руках Иисуса – то же самое, что пребывать в руках Отца: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Все происходит из безграничной любви Отца, присутствующего в Иисусе и являющего Себя в Нем, в Иисусе, составляющем «одно» с Отцом («Я и Отец – одно»). Противоречить Иисусу - значит противоречить Господу, отвергать  Иисуса - значит отвергать  Отца.

         Следовательно, Церковь, благодаря тому, что она исповедует принадлежность к своему Господу, непрестанно живет в Господе и для Него, не даст «миру» овладеть ею. Будучи Божиим народом, т. е. историческим субъектом, Церковь существует в неотрывном единении с Иисусом Христом, а также как община, пребывающая в мире. Присутствие Церкви в мире и для мира не является особой «роскошью» или исключительной ответственностью кого-либо: на самом деле, вся Церковь создается и живет в мире с целью воплощать на практике то, что делает в ней Сам Иисус. Будучи «стадом Иисуса Христа», Церковь стремится возвещать Евангелие в сердца культур и в самых разнообразных жизненных ситуациях. Таким образом, она становится светом мира и солью земли.

 

Экзегетическое примечание: Пастырь

 

         В Евангелии от Иоанна образ «пастыря» является одним из описаний Иисуса, называющего Себя «совершенным пастырем» (это и есть буквальный смысл греческого слова «kalós», которое обыкновенно переводится словом «добрый»).

         Образ пастыря имеет длинную историю. Она начинается еще в Ветхом Завете, хотя там Яхве никогда не зовется Пастырем. Господь ведет и пасет Свой народ посредством «пастырей», несущих ответственность за израильское общество, а в первую очередь - посредством царей. После падения Царства, зарождается и развивается идея новых пастырей «по сердцу Бога» (Иер 3, 15; 23, 4), выраженная в ожидании единственного Пастыря, Который объединит Израиль и Иудею (Иез 34, 23 и след.; 37, 22.24; срав. Мих 2,2 и след.). При помощи образа пастыря Ветхий Завет стремился благовествовать Израилю Божие спасение.

         В Новом Завете это ожидание сбылось: Иисус является нашим единственным и совершенным Пастырем. Мы не будем заново цитировать тексты Нового Завета, которые достаточно известны (срав. Ин 10, 1-21; Лк 15, 4-7; Мф 18, 10-14; 1 Петр 5, 1-5). Мы приведем только простое размышление.

         Подобно всем прочим образам, образ «пастыря» также имеет несколько значений, следовательно, он может выражать разные понятия. Как нам следует понимать этот образ? Имеется соблазн применить к Иисусу все, что пастырь означает в жизни людей. Но этот подход неполноценен. Мы можем придать образу пастыря его аутентичное значение, если исходить из того, что мы правильно поняли Иисуса. Кстати, сам евангелист Иоанн  стремится объяснить метафору: Иисус знает Своих овец, Он полагает Свою жизнь за них, овцы принадлежат Ему, этих овец дал Ему Отец и т. д. Все это нельзя выводить исключительно из человеческого понятия пастыря.

         Иисус является «исключительным», единственным пастырем – Он придает выражению «пастырь» новое значение. Также это касается Церкви: «пастыри» – это те, кто действует так же, как действовал Иисус. А поскольку все христиане призваны действовать так, как действовал Иисус, то и вся Церковь получила «пастырское» призвание – хотя каждый ее член имеет свои, различные дары и задачи. Поэтому пастырство не является привилегией только лиц, ответственных за общину, но является делом всей Церкви.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More