Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Слово, истина и любовь

 

Иер 1, 4-5.17-19; Пс 71(70), 1-2.3-4a.5-6аb и 17 (Пр.: ср. 15a); 1 Кор 12, 31-13, 13; Лк 4, 21-30

 

         Слово - любое слово - обретает свое истинное значение только тогда, когда оно всецело служит истине. Фальшивое слово, служащее лжи, обесценивает само понятие слова. Можно сказать, что истинное и полноценное слово рождается из любви к истине. Истина – это свет, который должен превратиться в тепло, чтобы принести другим пользу. Если истина не превратится в любовь, она не может быть истинной любовью. Подобные мысли вызывает чтение библейских текстов сегодняшнего воскресенья: пророческое слово находится на службе истины, чтобы породить любовь. Эта тема объединяет все три чтения.

 

Драматическое призвание

 

         Слово Господне – это реальность, внедряющаяся в историю человечества. Так было и в случае, когда Господь обратился к Иеремии около 628 г. до Р. Х., чтобы призвать его к пророческому служению (Иер 1). Божие призвание отождествляется с Божественной творческой деятельностью: Бог «познал», «освятил» и «поставил» (ст. 5) Иеремию пророком для народов прежде его зачатия в материнском лоне. Иеремия обязан возвещать Божие слово: «скажи им все, что Я повелю тебе» (ст. 17). Пророк – это человек слова. Он должен  посвятить свою жизнь несению Божьего слова с полной верой в то, что Бог присутствует в Своем слове («ибо Я с тобою» – ст. 19).

         Уже само призвание Иеремии является предзнаменованием скорбных и драматических событий в его жизни: борьбы, страданий, непонимания, одиночества, преследования и изгнания. Иеремия был романтиком по натуре и драматически переживал свое одиночество, на которое его обрекло нежелание Израиля понять и принять его пророчества, а также непонимание со стороны его ближайших родственников (Иер 12, 6). Пророк был вынужден в одиночку бороться против «всей этой земли» (1, 18), он стал подобен крепости, осажденной со всех сторон. Но пророк знает, что победа будет на его стороне, поскольку Бог с ним. Слово Господне победит ложь и насилие тех, кто не пожелал уверовать. Люди, не желающие слушать пророка, хотели бы заставить замолчать Самого Бога. Но, как зацветает миндальное дерево, когда придет его черед, так в должное время исполнится слово Господне (1, 12).

 

Иисус – не принятый в своем отечестве

 

         Иисус пришел в Свой родной город Назарет, в синагогу, где читал со свитка пророка Исаии. Вплоть до сего момента не происходило ничего сверхъестественного. Однако Он привел народ в изумление, сказав: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Было ли истиной то, что Он говорил? Люди Его народа гордились своим необыкновенным соотечественником. Сказано, что «все засвидетельствовали Ему это» (ст. 22). По сути, Иисус процитировал слова пророка Исаии и сказал, что Божие обетование исполнилось. О истинные, святые слова! Но главным было узнать Его сущность – а именно этого Его земляки не желали понимать: «не Иосифов ли это сын? (ст. 22). Проблема коренится именно в личности Иисуса, а не в толковании фрагмента Книги пророка Исаии. Люди видят в Иисусе только одного из них – рядового жителя Назарета.

         Назаряне готовы уверовать только при условии, что они получат «доказательства», узрят сверхъестественную силу Иисуса. Прежде чем уверовать, они желают прикоснуться к Нему и увидеть (ст. 23). Назаряне не желают принять простого и смиренного Мессию,  не творящего чудес напоказ, сильного только Божиим Словом, которое Он проповедует. Иисус вооружен только силой слова – как пророки. Поэтому в ответ на ропот Своих соотечественников Он цитирует им известную пословицу: «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (ст. 24). Параллельный текст Евангелия от Марка длиннее и суровее: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (6, 4). Евангелист Матфей пропускает слова о родственниках: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (13, 57). Евангелист Иоанн подчеркивает мысль о чести пророка: «пророк не имеет чести в своем отечестве» (4, 44). Высказывание Иисуса сохранилось в четырех отличающихся друг от друга вариантах: каждый евангелист свободно передает суть слов своего Учителя.

         В Назарете начался крестный путь Иисуса: отвергнутый и подвергаемый опасности, «Он, пройдя посреди них, удалился» (ст. 30). Иисус продолжил Свой путь посреди непонимания и ненависти вплоть до крестной смерти. Свое земное «путешествие» Он завершил вознесением на небо. Вся Его жизнь  - это путь.

 

Любовь - плод веры

 

         Подобно тому, как нельзя жить без истины, нельзя жить и без любви. В обоих чтениях, о которых мы сегодня размышляем, преобладает тема пророческого возвещения истины, нашедшая исполнение и воплощение во Христе. Иисус, как и Иеремия, столкнулся с нежеланием своих соотечественников уверовать, оба они страдали из-за слабой веры своих слушателей. Отрывок из послания святого Апостола Павла завершает повествование, которое можно выразить следующей  формулой: слово – истина – любовь; т. е. Божие слово – вера как пребывание в истине – дела любви. Эта трехчастная формула выражает глубокую логику, о которой мы говорили в начале.

         Братская любовь – это финальная реальность «слова» и исполнение любой «истины». Если мы не любим, наши слова пусты и лживы. Речь идет не о какой-то абстрактной любви, доступной каждому, а о любви, проистекающей из веры, объединенной с надеждой (13, 13). Пятнадцать глаголов (13, 4-7) выражает свойства любви, переходящей в вечную жизнь (13, 8), поскольку Рай будет только совершенным участием в любви, каковой является Сам Бог. Там и найдет свое исполнение истина, ибо мы сможем видеть «лицом к лицу...», т. е. в совершенстве (13, 12).

         Непринятие истины, которую проповедовал Иеремия, привело его соотественников к насилию; нежелание назарян уверовать пробудило в их сердцах намерение убить Иисуса. Папа Иоанн Павел II удивительно точно выразил соотношение между истиной и любовью в одном из своих Посланий по случаю Всемирного Дня мира, когда он, помимо всего прочего, сказал: «Истина сближает души; она открывает то, что объединяет стороны, бывшие до этого враждебными друг другу; она отодвигает на задний план былое недоверие и подготавливает почву для дальнейшего возрастания в справедливости и братстве, в мирном сосуществовании всех людей».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More