Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

4-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Блаженны нищие

 

Соф 2, 3; 3, 12-13; Пс 146(145), 6c-7.8-9a.9bc-10 (Пр.: Мф 5, 3); 1 Кор 1, 26-31; Мф 5, 1-12a)

 

         Стало обыденным явлением, что наши жалобы, недовольства и нраво-поучительные проповеди направлены против общества потребления. Мирские интеллектуалы-моралисты, особенно в праздничный период осуждают чрезмерные траты и расходы расточительных людей. Упреки, укоризненные слова и проклятия, появляются и в газетах, существующих за счет дорогостоящей рекламы, и звучат по телевизионным каналам, забитым бессмысленными, но доходными развлекательными передачами. Сегодня почти все люди заявляют, что стоят на стороне бедных, любят их и помогают им. Никто в обществе не проявляет какого-либо презрения к нищим и не говорит, что не хочет заботиться о них. Кажется, будто все люди согласны с Евангелием. Но в реальности нищие остаются нищими, всеми забытыми и вытесненными на окраину общества. Разве все это примитивное и дешевое «морализаторство» не является заколдованным кругом обыкновенного лицемерия? Давайте попытаемся найти правильное отношение к этому явлению в Священном Писании.

 

Поиски Бога и бедность

        

         Первое чтение представляет нам два небольших отрывка из Книги пророка Софонии, жившего около 630 г. до Р.Х. Первый отрывок (Соф 2, 3) характерен троекратным повторением слова «взыщите». Суть текста составляет проповедь «дня гнева Господня», т.е. Божьего суда. Ввиду этого дня пророк призывает Божий народ к обращению, пользуясь выражением «взыщите Господа». Поиски Бога конкретно выражены в следующих двух призывах: «взыщите правду, взыщите смиреномудрие». «Правда» здесь означает создание общества равноправных людей, братьев. «Смиреномудрие» (здесь также можно было использовать выражение «бедность») выражает преданность Богу и доверие Ему. С этим призывом к истине -
правде и смиреномудрию пророк обращается также и к нам, чтобы  мы не только активно участвовали в социально значимой деятельности, но и были откровенны с Богом в глубине наших душ. Не может быть искренних поисков справедливости, если мы не откроемся Богу с подлинным смирением.

         Вторая часть (Соф 3, 12-13) литургического чтения содержит положительное и радостное Божье обетование. Несмотря на человеческую неверность и измену, Сам Бог сохранит «остатки Израиля», группу верных иудеев, охарактеризованную словами «народ смиренный и простой». Эта группа будет живым свидетельством Божьей благости, поддерживающей жизнь в ней. Она «будет уповать на имя Господне» и возложит на Него всю свою надежду. В этой преданности Богу люди будут черпать силы для своего нравственного преображения. Они «не будут делать неправды, не станут говорить лжи». Такое преображение поведения будет плодом Божьего влияния. Бог даст им отдых и жизнь в мире, где никто не будет их угнетать и преследовать. Сам Бог будет их «защитой», в которой они обретут убежище.

 

Хвалиться Господом 

 

         Христианское общество в Коринфе не было обществом «интеллектуалов» («не много из вас мудрых»). Но это не значит, что в его состав входили только самые низкие слои общества. Некоторые из них были неплохо образованы, другие занимали привилегированное политическое положение в обществе или имели знатное происхождение. Но Евангелие распространялось, прежде всего, в средних слоях крупных городов. В конечном счете, христианство не является какой-нибудь умозрительной философией или движением интеллектуалов. Но почему Павел реагирует так остро на конфликты общины в Коринфе?

         В те годы было популярным идеализировать основоположников философских школ и брать с них пример. Возможно, многие члены общины относились к Павлу, Аполлосу и их соратникам как к основателям философских школ или основоположникам различных идейных направлений. Это вело к мнению, якобы у каждого из них была своя «партия», своя «школа», отличающаяся от других и противоречащая им.

         В этой ситуации Павел призывает верующих относиться к христианству не как к одному из многочисленных философских течений, но как к действию Божьей Премудрости,  дарованной нам через Иисуса Христа: «От Него и вы во Христе Иисусе». Новая жизнь христианина  привносит новую перспективу бытию в реальном мире, при помощи которой христианин  освобождается от  мирских взглядов и общепринятых мнений, на основе которых  мир рассуждает, что ничтожно, что умно а что ценно. Решающим критерием для христианина должен быть Божий критерий: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор 1, 27-28).

         Только «премудрость», данная нам во Христе и со Христом, позволяет нам правильно оценивать все, что есть в мире, и делать правильный выбор с точки зрения «справедливости» и «освящения». Мир пытается распространить свои критерии оценки, свои ценности, и под давлением общества формирует и направляет общественное мнение. Христианин должен вести себя совершенно по-иному. Он не руководствуется общими схемами, не позволяет влиять на себя «импульсам», распространяемым господствующей культурой. Но это не приводит его к надменности и снобизму, к «аристократической изолированности» от общества: «Хвалящийся, хвались Господом». Христианин - будь он образованным или  необразованным, сильным или слабым, знатного или простого происхождения - знает, что преображение общества и улучшение качества жизни исходит от Господа, а не от человеческих «средств». Только Господь  может по-настоящему преобразить нас, только Им мы можем хвалиться.

 

Избрать бедность

       

        Иисус восходит на гору, являющуюся символом Божьего присутствия, на место, прообразом которого была гора Синай. Оттуда Он провозглашает Закон народу Нового Завета. Иисус изображен как новый Моисей, более того - как Божий  Сын, Эммануил, говорящий с людьми. Нагорная проповедь является мессианской «Торой», которой Божий  Сын скрепляет новый и  вечный Завет с людьми. В восьми Заповедях блаженства Иисус обобщает новый «Завет», поданный не как закон или категорический приказ, а как обетование и приглашение. Каждая заповедь блаженства состоит из двух частей: в первой указан добровольный выбор, жизненная ситуация или обстоятельство, во второй части дается определенное обещание. В начале указано обетование счастья («блаженны»). Первая и последняя заповедь блаженства формируют рамки (ст.3 и 10) с одинаковым обетованием («ибо их есть Царство Небесное»). Остальные шесть блаженств разделены на две части: три из них описывают «отрицательные» ситуации страдания и угнетения, остальные три касаются положительной деятельности или состояния. Три первых блаженства касаются ситуаций, в которых ожидается и приходит обещание освобождения. В следующих трех показываются положительные отношения, соответствуют требованиям Божьего Царства.

         Давайте сосредоточимся на первой заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом». Иисус объявляет блаженными тех, кто добровольно избирает нищету. «Нищета в духе» на самом деле означает не духовную нищету, а отсутствие внутренней привязанности к материальным благам. «Дух», согласно Священному Писанию, является центром личности, где принимаются все решения. Таким образом, нищета в духе заключается в том, что человек  добровольно избирает ее, а не в том, что он вынужден ее терпеть вследствие сложившихся обстоятельств. Существуют «нищие по необходимости», которых Иисус противопоставляет «нищим на основании свободного выбора». Эту подлинную нищету избирает тот, кто принимает решение жить без стремления к деньгам, власти и карьере. Нищий духом - это человек, избавившийся от чувства преклонения перед деньгами, властью.

         Иисус  избрал жизнь в бедности, а не только помогать бедным.  Христианин является подлинно нищим духом тогда, когда он действует, подобно Иисусу т.е. полагается только на  Бога и безоговорочно доверяет только Ему. Его нищета  означает доверие, всегда оставляющее место для непредвиденных действий Бога, освобождающее человека и дарующее ему надежду на то, что Бог будет пребывать в нем.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More