Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Новые творения во Христе

 

Нав 5, 9a.10-12; Пс 34(33), 2-3.4-5.6-7 (Пр.: 9a); 2 Кор 5, 17-21; Лк 15, 1-3.11-32

 

         Кто может преобразить нашу жизнь? Мы жаждем преображения, молодости, возрождения. Нас утомляет обыденность и монотонность наших однообразных дней, посредственность и мелочность, бесполезность – хотя бы мнимая – нашей жизни. Нам хочется непрестанно становиться лучше, бодрее, моложе, ярче. Но где найти силу для этого обновления жизни? Кто поможет нам сделать решающий шаг и изменить нашу жизнь?

         Пока мы убеждаем себя, что добро и счастье зависят только от наших желаний и усилий, мы теряемся в бесчисленных и бесплодных попытках, которые не приносят нам радости, угнетают и разочаровывают нас. Мы должны избавиться от вредного предрассудка, якобы мы сами можем управлять нашей жизнью, взять «положенную нам часть имения» и строить нашу жизнь самостоятельно, независимо от Бога. Это – весьма опасный предрассудок, коварно соблазняющий нас поверить, что только человеческие действия имеют ценность, а Богу отводится лишь роль «помощника». Известная пословица гласит: «Помоги себе сам, и Бог поможет тебе!».

(Примечание переводчика: В буквальном понимании этой пословицы главную роль приписывают человеку, а Богу - только второстепенную. На самом деле, она должна звучать по-другому: Только Господь Бог дает тебе возможность жить! Поверь, что ты живешь только благодаря Богу!)

 

Добрый отец

 

    В притче, указанной в 15-й главе Евангелия от Луки главным действующим лицом является отец - символ Бога. Этот отец непохож на других отцов. Он дает сыну надлежащую ему часть имущества, ожидает его возвращения и при этом не требует от него никакого отчета. Это – отец, который не делает различий между двумя сыновьями и одинаково любит как блудного сына, так и сына, который все время пребывал с ним. Единственное желание отца из притчи - быть настоящим отцом, чтобы сыновья признавали его как отца. Для себя он не требует ничего, не желая ни приказывать, ни настаивать на своей воле. Этому отцу достаточно дарить сыновьям свою отеческую любовь, Он желает только одного: чтобы они приняли его как отца. Именно таков наш Бог!

         Иисус рассказал нам эту притчу, чтобы поведать нам, каков истинный лик Небесного Отца. Но также Он рассказал ее, чтобы «оправдать» Свое поведение, критикуемое фарисеями, которые упрекали Его, что Он принимает грешников и ест с ними. Этой притчей Он хочет показать, что подражает Своим поведением поведению Бога Отца. Именно это возмущало иудейских книжников и фарисеев, у которых преобладало слишком земное, человеческое представление о Боге. Иисус объясняет нам, что Бог любит всех людей, никого не отвергая, и что Его отцовство объемлет всех людей. Но Его любовь – это не снисходительное или почти равнодушное добродушие. Эта любовь имеет силу преображать и вновь создавать, возвращать то, что было утеряно. Это и есть подлинная преображающая, обновляющая любовь.

         Обратим внимание на отношение к отцу обоих сыновей. Младший сын – бесстыжий эгоист, желающий устроить свою жизнь по-своему. Для него не имеют значения ни отец, ни брат. Он уходит в поисках успеха и счастья, но вместо них находит только нищету и одиночество. Его мечта о том, что он станет полноправным хозяином своей жизни, потерпела полное крушение, поскольку он предал своего отца, отрекся от него и не хотел даже считаться с ним как с отцом. Отказался он и от своего брата, попрал братские отношения. Его спасет только любовь отца.

         Старший сын тоже эгоист. В своем отце он видит только работодателя и партнера по договору, как в торговле: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».  Старший сын относится к отцу по принципу "do ut des"(«даю, чтобы ты дал»), т. е. «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Своего младшего брата, он даже не зовет «братом», а говорит о нем: «этот сын твой». Фактически, он относится к отцу и младшему брату с таким же неуважением, как и его младший брат.

         Оба сына в притче не признают своего отца и предают его двумя различными способами. Но все-таки он – не обычный, уникальный отец. Он готовит семейное торжество для младшего сына, возвращения которого он ждал, ибо «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Старшему сыну он говорит: «и все мое твое», чем побеждает логику торгового договора, выраженную в словах сына. К обоим сыновьям он относится как милосердный отец, он не скуп, не пытается судить или наказывать их. Кроме того, он страстно желает, чтобы оба сына признали, что они – братья друг для друга. Он говорит старшему сыну: «брат твой сей...». Ибо самая большая радость отца - когда его сыновья любят друг друга братской любовью.

         В притче сталкиваются две логики. Логика эгоизма и желания полагаться только на себя, логика зависти и желания «власти», тщетные поиски самореализации: все это – человеческая логика двух братьев, отдаляющихся от отца: один физически, а другой в своем сердце. Но в отце проявляется Божья логика: он любит даже тогда, когда человек отступит от него, надеется, даже когда у человека есть все причины, когда нет доводов, что человек вернется, прощает, даже когда можно законно требовать наказания и возмездия, радуется возвращению того, кто заблудился по причине своих безответственных решений. Разумеется, отец в притче действует совсем иначе, нежели действовал бы любой отец. Ибо он является символом Бога.

 

Новое творение во Христе

 

         Кто помог двоим сыновьям вновь обрести друг друга как сыновья и как братья? Разве не логика Отца, «разорвавшего» заколдованный круг, в который оба попали? Эта же весть проповедует нам святой Павел, но не в виде притчи, а в более богословских терминах: «кто во Христе, тот новая тварь; ... Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою».

         Примирение может прийти только от Бога через Иисуса Христа, «ведь Бог во Христе примирил с Собою мир».  И начало примирения, и его успешнное завершение могут прийти только от Бога. Мы не способны примириться сами, более того – если говорить о нас самих - мы все больше и больше запутываемся в сетях эгоизма и жестокости. Поэтому святой Павел говорит: «примиритесь с Богом». Только Бог может изменить нашу жизнь, вывести нас из заколдованного круга наших грехов и сделать нас «новым творением». Эти слова святого Павла призывают нас поверить в преображающую силу Божией благодати, пустить Бога в свою жизнь, ибо только Он может и хочет дать нам полноценную жизнь.

 

Из пустыни в Землю Обетованную

 

         Первое чтение можно рассматривать в этой же перспективе. Израильтяне уже пришли в Землю Обетованную, и Господь говорит: «ныне Я снял с вас посрамление Египетское». Речь идет исключительно о Божией инициативе освободить Израиль из рабства больного египетского общества и вывести народ из пустыни в Землю Обетованную. Все путешествие народа, включая трудное и опасное время перехода через пустыню, было отмечено отцовским присутствием Бога, питавшего Свой народ манной. Теперь, в Земле Обетованной, народ «ест из произведений земли сей», т. е. ест плоды Ханаанской земли, и празднует первую Пасху в стране, данной ему Богом. Пасха становится воспоминанием об освобождающей силе Бога. Самому Израилю ни за что не удалось бы избавиться от жестокого, угнетающего и порабощающего египетского владычества. Израиль не выжил бы в огромной, и полной опасностей, пустыне. Он никогда не смог бы получить хорошую землю, если бы Бог не вел и не защищал его в дороге.

         История израильтян подобна истории двух братьев из притчи: это - история гордыни, самоуверенности, мятежей, стремления действовать собственными силами. Но одновременно, это - история любви Бога, Который остался верным и помогал Своему народу, пока не привел его в Землю Обетованную.

 

Экзегетическое примечание: Бог – это Отец

 

         Притча из Евангелия от Луки (глава 15) говорит о Боге как о личности отца. Иисус научил нас молиться Богу, обращаясь к Нему словами: «Отче наш», Он призвал нас быть «совершенными, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48), Он обещал нам «награду от Отца нашего Небесного» (Мф 6, 1). Когда Иисус молится, Он часто обращается к Богу словом «Abbá», т. е. «Отче» (Мф 14, 36). Можно привести еще немало подобных цитат. Итак, Иисус являет нам Бога как Отца. Уже в Ветхом Завете упоминается образ Бога как нашего Отца, связанный с примером из Книги Второзакония (Втор 1, 31): «Ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего». В Ветхом Завете не только праведники (срав. напр. Прем 2, 13-18), но и царь (срав. Пс 2, 7), и народ (Ос 11, 1) именуются детьми Бога, Которому косвенно приписывается роль Отца. Но божества нередко именовались «отцами» у всех семитских народов. Следовательно, с точки зрения терминологии, в Ветхом Завете нет ничего нового.

         Однако «отцовство» Бога, явленное в Священном Писании, имеет исключительный и оригинальный смысл, если мы говорим об Отце, Которого нам явил Иисус Христос. Ибо что означают слова, что Бог является «отцом»? Мы можем, подобно семитам, исходить из человеческого опыта и приписывать Богу человеческие свойства. В Ветхом Завете говорится об «отцовстве» Бога, исходя из того, что Бог делает и каким образом Он являет Себя. В Новом Завете Бог является Отцом в том смысле, в котором Его являет и дает познать Иисус. Исходя из явления Бога в Ветхом Завете и Иисуса Христа в Новом Завете, мы обнаруживаем, что слово «Отец» символически выражает саму суть, реальность Бога. Но для понимания Божественного отцовства мы можем пользоваться человеческим опытом отцовства. Иными словами, глядя на совершенный жертвенный дар, которым добровольно стал Сам Бог, мы осознаем, что подобная преданность может быть символически выражена как «отцовство». С другой стороны, символически-метафорический язык заставляет нас обращаться к неисчерпаемому богатству смысла, характерному для Божией тайны.  

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More