Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

4-ое воскресенье Великого Поста 

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Преображающая сила веры

 

1 Цар 16, 1b.6-7.10-13a; Пс 23(22), 1-3a.3b-4.5.6 (Пр.: 1); Еф 5, 8-14; Ин 9, 1-41

 

         Вера - это своего рода приключение, в котором наша свобода встречается с благодатью Иисуса, дающей возможность существования этой свободы. Никто из нас не может целиком проникнуть в тайну веры, но несмотря на это, мы все-таки веруем, даже испытывая определенные трудности.

         Первое чтение указывает на диалектическую взаимосвязь между свободой и благодатью: Бог через пророка Самуила избирает Давида и наполняет его Своим Духом. Но это отнюдь не гарантирует Давиду жизнь в согласии с Божьей волей. Свобода - это искренность и открытость по отношению к Богу и готовность жить в союзе с Ним. Это - вид соглашения, которое человек в любое время может принять или отвергнуть. Вера - это актуализация человеческой свободы – осуществление бескорыстного дара Бога.

         В Евангелии мы слышали повествование об исцелении слепорожденного. Это не только история больного, получившего исцеление, но и история неверующего, который начал «видеть» глазами веры. Иисус просвещает слепого, дает ему зрение и открывает путь веры. Благодать Иисуса исцеляет, излечивает и привлекает к свету. Второе чтение дает нам возможность продолжить это размышление: вера порождает новый образ жизни. Традиционнные обязанности постного времени - пост, молитву и милостыню – нам следует рассматривать в перспективе свободного восприятия нашей веры.

 

Господь смотрит на сердце

 

         Давид был одним из наиболее выдающихся деятелей в истории Израиля. Его прославляли и идеализировали за его политическую, военную и религиозную деятельность. Сохранились воспоминания о некоторых событиях из жизни Давида, а также его изречения. Но интерес к нему проявила не только историческая память Израиля, но и легенды и народная фантазия.

         В наши дни трудно понять, где в подробностях библейских повествований идет речь об историческом факте, а где об эпических или поэтических преувеличениях. Нашу сегодняшнюю главу (1 Цар 16, 1-13) тоже правильнее толковать как богословское рассуждение, нежели как простую, неприукрашенную историческую хронику. Известный экзегет Р. де Во (R. de Vaux) утверждает, что эта глава была включена в древние книги цикла Самуила значительно позже, около 700 года до Р.Х. Следовательно, это не биография в чистом виде, а богословское рассуждение об историческом событии.

         О помазании Давида на царство Самуилом Священное Писание ничего не говорит: даже когда Давид становится царем, говорится, что он получил помазание на царство в Хевроне (срав. 2 Цар 2, 4), а не что его помазал Самуил.

         Из библейского повествования выделяются некоторые, весьма значительные темы. Давид - это царь, избранный Богом: он восходит на престол не потому, что принадлежит к роду Саула, а потому, что Бог избрал его посредством пророка Самуила. Этот выбор не основывался на человеческих критериях: Давил младше всех своих братьев, и с человеческой точки зрения у него меньше причин быть избранным, нежели у остальных братьев. Это - пастушок, ставший царем.

         Священнописатель поучает нас, что жизнь Давида в сущности осуществляет замысел Божьего провидения. Инициатива в этом случае исходит от Бога. Кроме того, непрестанно подчеркивается постоянное присутствие Духа, который «сошел на Давида» (ст.13). Давид - это помазанный царь, получивший дар Святого Духа для выполнения своего призвания: осуществлять закон и справедливость.

 

Из слепоты неверия к свету веры

        

        О чуде исцеления слепорожденного человека кратко рассказывается в стихах 1-7, после чего, внимание обращается на дискуссию, вызванную этим чудом. Главная фраза находится в пятом стихе: «Я - свет миру». Перед Иисусом - Светом предстают два противоположных явления: слепой переходит от тьмы к свету, а иудеи, которые считали себя зрячими, обречены на тьму. С одной стороны - путь веры (прийти к свету означает уверовать), с другой - жестокосердие, а следовательно, духовная слепота по отношению к тайне Иисуса Христа. Очевидно, что «свет» и «слепота» здесь приобретают символическое значение; речь идет не только о физической слепоте и солнечном свете, но и о духовном свете и духовной слепоте. От физического исцеления Иисус ведет Своих слушателей к рассуждению о внутренней, духовной стороне события.

         Слепой постепенно осознает, кто такой Иисус: вначале он считает Его человеком по имени Иисус (ст.11), затем называет Его пророком (ст.17), потом утверждает, что Он пришел от Бога (ст.33), и, наконец, выражает полное исповедание веры: «Верую, Господи!» (ст.38). Евреи же идут в обратном направлении: они все больше и больше утверждаются в своем предубеждении против Христа, обвиняют слепого в богохульстве и оскорбляют его. Их самоуверенность и высокомерие, порожденные мнимым «знанием», провоцируют в них столь глубокую слепоту, что они совершенно не ощущают необходимости в просвещении.

         История слепорожденного человека точно и метко описывает случай каждого христианина, который приходит в этот мир духовно слепым, а в крещении освещается истинным светом Иисуса Христа. Поэтому Отцы Церкви нередко называли крещение «освещением».

         Вера - это не только Божий дар, но и добровольное повиновение, которого мы сами желаем и которое принимаем со всей ответственностью. Божья благодать не принуждает человека к согласию, но ведет его, руководит им, помогает ему проявить свою свободную волю. Иисус спрашивает слепого: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» (ст.35) и тем самым побуждает его к свободному решению. Когда слепорожденный сознательно выбирает Иисуса - он прозревает.

 

Поступать как чада света

 

         Святой Павел призывает нас ежедневно проявлять верность нашему христианскому призванию на основе принципа, приведенного в Послании к Ефесянам 4, 1: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Его призыв развивается постепенно,  начиная с постулата, исполнившегося в свете веры: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе» (Еф 5, 8a), т.е. жизнь христианина – это новая реальность. Из этой новой реальности следует требование надлежащего поведения: «поступайте как чада света» (5,8b). Вначале речь Павла звучит повествовательно («ныне вы»), затем приобретая повелительное наклонение («поступайте»).  Бог - это Свет: Христос озарил нас божественным светом (ст.14), т.е. сделал нас участниками  жизни в Боге, и теперь мы должны вести себя, как подобает Божьим детям.

         Плоды христианского поведения характеризуются тремя выражениями: «во всякой благости, праведности и истине» (ст.9). Если  изменить очередность слов, приведенную у Павла, и воспользоваться более современным лексиконом, мы можем истолковать эти выражения следующим образом: быть мудрыми и разумными ( истина), быть ответственными (праведность), быть благотворителями, нести добро другим (благость). Это - основные заповеди, формирующие подлинную христианскую личность.

         Если бы в наших поступках не было любви и ее конкретного воплощения в жизни - это была бы смертельная рана для самой веры. Но, поскольку мы все грешны, в нас по-прежнему гнездится зародыш неверия, искушающий нас и толкающий в ложном направлении. Великопостные обязательства могут стать для нас хорошим поводом, побуждением еще более горячо и мужественно упражняться в вере, порождающей добрые дела.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More