Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Пятое рядовое воскресенье

 

Тайна страданий

 

Иов 7,1-4.6-7; Пс 147A(146), 1-2.3-4.5-6 (Пр.: ср. 3a); 1 Кор 9, 16-19.22-23; Мк 1, 29-39

           

            Все мы так или иначе сталкивались с болезнями и страданиями и знаем, что ни одному человеку не удавалось их избежать. Болезнь и страдание – сильнейшее человеческое переживание, затрагивающее не только тело, но и душу. Страдания противоречат мечтам человека о жизни и счастье – двум наиболее глубинным человеческим желаниям. Они ставят под вопрос саму человеческую жизнь, ее цель и смысл, а следовательно – поднимают и вопросы о Боге. Болезнь и страдание – неотъемлемые части человеческого бытия, глубоко и драматично затрагивающие «проблему» Бога. Если  Бог добрый, почему мы страдаем? Если Бог не хочет избавить нас от страданий – значит, Он жесток, в такого Бога невозможно верить! Всякий, кто когда-либо болел и страдал, знает на собственном опыте: подобные вопросы хоть на мгновение возникали в мысли и сердце. Поэтому Священное Писание, отражающее опыт и проблемы всего человечества, не может оставить подобные вопросы без ответа. Каким образом оно отвечает? Один из ответов содержится в чтениях сегодняшнего воскресенья.

 

Протест Иова

 

            В Книге Иова - шедевре мировой литературы - речь идет не об абстрактном страдании, а о реальном человеке, терпящем множество физических и духовных бедствий.  Иов не принадлежит к еврейскому народу – таким образом автор книги подчеркивает, что говорит об универсальном «случае». Иов является образом любого человека. Он протестует против страдания, обрушивающегося на человека бессмысленной и жестокой бурей. Он отвергает примитивную теорию своих друзей, согласно которой, страдает лишь грешник, в то время как праведник или раскаявшийся наслаждается жизнью. Иов обращается к Богу с криком гнева и желанием узнать Его  настоящее лицо – то есть, узнать, происходит ли зло от Бога, понимает ли Бог человеческую боль и горе, хочет и может ли избавить человека от страданий. Таким образом, мы можем сказать, что основной темой Книги Иова является страдающий человек перед лицом Бога, а также отношение Бога к человеческой боли.

            В отрывке, который нам сегодня предлагает литургия, мы слышим горькое сетование: поденщик живет тяжким трудом, но у него есть перспектива получить пропитание за труды свои; раб страстно желает отдохнуть в тени. Но у Иова нет никакой перспективы - боль не приносит и не принесет ему никаких благ, в отличие от трудов поденщика, она не дает ему даже мгновения отдыха, на который имеет право раб - она бессмысленно преследует его днем и ночью. Надеяться, что боль и страдание пройдут сами собой – все равно, что жить «месяцы суетные». Дни бегут подобно ткацкому челноку (ст. 6) и безнадежно быстро кончатся. В этот момент в сердце Иова заговорила вера: «Вспомни, Господи!». Жизнь горька и коротка, однако, она исключительно ценна. Это стало доводом для  Иова завести разговор с Богом. Под конец Иову явится Бог, он сумеет посмотреть на боль и страдание через призму таинственной Божией логики  и обнаружит, что Бог не дает молчаливого согласия на человеческое страдание, что Он не равнодушен к терпящему скорби человеку. В заключении Книги Иова говорится, что неразумно рассуждать о Боге, исходя из человеческой боли. Напротив, чтобы понять человеческое страдание, нам следует исходить из Божьей  тайны, мудрой и всеблагой. Иными словам: если Бог такой великодушный и милосердный, Он непременно сможет решить вопрос человеческого страдания.

            Горький протест Иова заканчивается молитвой: «Вспомни!». Гнев и отрицание страдания превращаются в страстное воззвание к Богу, Который не может не испытывать такую же реакцию на зло. Таким образом, Иов, наконец, обнаруживает, что Бог стоит на стороне человека, а не на стороне страдания.

 

Иисус  - Исцелитель

 

            В славный «капернаумский день», который мы можем считать образцом всех дней земной жизни Иисуса, Евангелист Марк описывает Иисуса в трех сферах: Иисуса, идущего в синагогу (религиозная сфера), затем Иисуса, идущего в дом Симона (сфера частной и семейной жизни), и наконец - Иисуса «у городских ворот» (общественная сфера). Иисус  входит во все сферы человеческой жизни, чтобы принести исцеление. В синагоге Он исцеляет бесноватого человека, о чем мы читали в прошлое воскресенье. В доме Симона Он исцеляет его тещу. У городских ворот Он исцеляет множество людей, терзаемых недугами, и изгоняет бесов. Таким образом, вся жизнь человечества проникнута исцеляющей силой Иисуса. Слыша крик боли  и протеста страдающего человечества, подобно исходящему из уст Иова, Христос идет навстречу больному и страждущему человеку, чтобы исцелить его. С Иисусом пришла в наш мир спасительная и исцеляющая сила Бога, то есть - Божье Царство.

            Теща Симона лежала больная, страдая от жара. Какова реакция Иисуса? Он подошел к ней, взял ее за руку и приподнял ее (буквально: позволил ей подняться). Жест Иисуса символизирует передачу животворной силы. Иисус вырывает эту женщину из объятий смерти, действие которой проявляется и в болезни, Он «оживляет» ее. Действие Иисуса дарует жизнь.

            Исцеление дает этой женщине способность служит другим (диакония). Мы видим, что она служила не только Иисусу, но и всем присутствующим, то есть - ближним. Иисус  исцеляет, чтобы  человек  мог послужить своему ближнему.

            Слова, которыми пользуется евангелист в данном отрывке Евангелия, напоминают словарь христианина: «оживлять - воскрешать и служить» - два основных выражения христианского словаря. Тот, кто окрещен, «воскрешен с Иисусом», становится для своих братьев «диаконом» - слугой. Теща Симона стала символом всех христиан, каждого из нас. Зло, страдание, болезнь замыкают нас в себе, мешая служить братьям. Еще в большей степени правдиво то, что «зло» - это наш эгоизм, мешающий нам служить Иисусу и братьям. А это - настоящее и худшее зло, вредящее нам в большей мере, нежели зло физическое. В заключение отрывка из Евангелия говорится, что Иисус ходил по всей Галилее, «проповедовал в синагогах и изгонял бесов». Иисус не является  безмолвным исцелителем, который возвращает физическое здоровье, и на этом конец. Иисус «проповедует», то есть -  возвращает больным цель и смысл их жизни и страдания. Он исцеляет, не только изгоняя бесов, но прежде всего проповедуя Евангелие.

 

Служение Павла

 

            Второе чтение связано с темой первого чтения и Евангелия. Оно представляет нам автопортрет самого Апостола - портрет усердного, преданного и самоотверженного миссионера («За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно»). Но такая деятельность зависит не только от личной инициативы и прилежания Павла:  это служение вверено ему Богом. И ничто неспособно воспрепятствовать ему: «Для всех я сделался всем». Мне кажется, что этот портрет подходит не только Апостолу Павлу, но и христианину, исцеленному Иисусом. И теща Симона, и Апостол Павел смогли предаться самоотверженной службе ближнему после встречи с Иисусом, исцелившим их. Мне хочется задать вам вопрос: быть может, наши страдания уменьшатся, когда мы в наших христианских общинах станем уделять больше внимания взаимной преданности и самоотверженной службе, являющейся отражением преданной службы Иисуса нам?

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More