Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Напряжение и мир

 

Деян 9, 26-31; Пс 22(21), 26b-27.28 и 30ab.30c-32 (Пр.: 26a); 1 Ин 3, 18-24; Ин 15, 1-8

 

            В первом чтении евангелист Лука описывает идеальную картину Церкви: «Церкви же по всей Иудее были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались». На самом деле, среди первых христиан не все было столь идеально. Сам святой Лука упоминает, что некоторые эллинисты пытались убить Павла.

            Среди нас также существует немало напряженных отношений и открытых конфликтов, как в церковной общине, так и в гражданском обществе. Поместный церковный собор в г. Лоретто поставил задачу решить эту проблему, чтобы подчеркнуть христианскую идею примирения. Нельзя недооценивать или считать нормой существующее разделение или напряженные отношения между людьми. Также нельзя искать опрометчивых решений в общих декларациях, вроде «давайте любить друг друга». Мы должны  прежде всего осознать, что разделения, конфликты и напряженные отношения возникают вследствие наших грехов. Примирившись с Господом Иисусом, мы сможем жить в мире и спокойствии, исполненные Духа Святого. В это воскресенье Иисус призывает нас стать общиной «усыновленных детей», «верующих во Христа», которым дана «свобода и подлинное братское наследие» (молитва над дарами). Речь идет об идее новой общины, «собрания верующих» (припев).

            Тоска, одиночество, конфликты и разделения между людьми отравляют и нашу повседневную жизнь. Они вызваны тем, что мы не принимаем предложения Иисуса всем сердцем и всей душой. Иисус желает сделать нас подлинно христианской общиной, общиной, в которой нет места жестокости и грубости, где царствует взаимная любовь как образ жизни и атмосфера свободы. Также Иисус говорит нам в сегодняшнем чтении: «Без Меня не можете делать ничего». Наш грех состоит в том, что нам хочется действовать, жить и строить свою жизнь без Иисуса!

 

Напряжение в Церкви

 

            В первом чтении мы видим картину огромного напряжения, царившего в ранней христианской Церкви. Павел после своего обращения приходит в Иерусалим, где «старался  пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик». Недоверие, страх, подозрение… Но могли ли эти люди реагировать по-другому, зная, что Павел до недавних пор преследовал христиан?

            Позднее Варнава представил Павла Апостолам и рассказывал им о его обращении: благодаря этому, Павел получил возможность «уходить и приходить в Иерусалим», т. е. свободно посещать столицу. Бывшие иудейские соплеменники Павла пренебрегают им как человеком, отрекшимся от своих религиозных убеждений. Христиане воспринимают его с недоверием и не спешат поверить в его обращение. В этом духовном одиночестве Павел проявляет свою апостольскую отвагу: он «смело проповедовал во имя Иисуса».

           Возникает конфликт между Павлом и «эллинистами», т. е. греко-говорящими евреями, новообращенными христианами, вероятно, происходившими из диаспоры. Они «покушались убить его». Павлу пришлось уйти. Эту печальную историю Лука противопоставляет идеалу Церкви, примиренной силой и утешением Духа Святого.

 

Критерии настоящей любви

 

            Второе чтение логически продолжает первое: братская любовь ведет христианскую общину к миру и покою. Каковы критерии для различения истинной любви? Иоанн приводит некоторые основные критерии. Прежде всего, это поступки: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

           Второй критерий - это «любить истиной», что неравнозначно обыкновенной «искренней любви». «Истина» - это Христос, поскольку Он открывает нам то, что зовется истиной. «Любить истиной» означает любить так, как любит Иисус Христос, позволить Ему вести нас и править нами Своим словом, Своим примером, Своей силой. Любовь следует из веры, то есть из принятия истины. Поэтому Иоанн говорит, что если «мы веруем во имя Сына Его Иисуса Христа», то мы будем «любить друг друга».

            Третий критерий для различения подлинной любви - соблюдение заповедей: «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем,  и Он в том». Любовь исходит от Бога и выражается в том числе в Божиих заповедях: соблюдающий заповеди любит Божией любовью, т. е. истинной любовью. А если кто-то считает, что любит, но не соблюдает заповедей - такой человек претендует на то, чтобы устанавливать собственные критерии истинной любви, вопреки воле Божией.

            Четвертый критерий - вера в присутствие Духа Святого в нас: «А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». Вера и переживание присутствия Духа Христова в нас являются критерием познания, любим ли мы как Христос, или же нас ведет наш собственный «дух», т. е. наши эгоистические побуждения.

 

Иисус - Истинная Виноградная Лоза

 

            Отрывок из Евангелия нынешнего воскресенья построен так, чтобы последовательными фразами показать положение христиана в мире. Разумеется, в своих словах Иоанн опирается на Бога, Который, действуя через Иисуса, преображает нашу жизнь.

            Сначала он говорит о действиях Бога-Отца (ст. 1-2), затем объясняет, при каких условиях христиане могут приносить плоды (ст. 3-4), и наконец, сообщает, какие решения должен принять христианин, чтобы приносить плоды и жить вечно (ст. 5-6). Стихи 7-8 мы не комментируем, поскольку о них следует размышлять в контексте последующего текста. Однако, они связаны и с предыдущим текстом, поскольку подчеркивают, что верность Иисусу - необходимое условие, чтобы мы могли принести плоды.

            Основой всему является бескорыстная инициатива Отца, «отсекающего ветви», т. е. устраняющего все, что приводит к смерти, чтобы ветвь, символизирующая ученика, смогла приносить плоды. Бог-Отец очищает лозу от сухих ветвей, однако цель Его подчас болезненного вмешательства - не уничтожить ветвь, а пробудить в ней жизнь. Отец подобен виноградарю: поэтому в первую очередь Он прививает лозу, а затем заботится о повышении плодоносности ветвей. Обрезка и очищение ветвей происходят через слово Иисуса: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам».

         Ветвь не может жить сама по себе, не может приносить плоды, не являясь частью лозы, от которой она получает живительный сок и, соответственно, способность к плодоношению. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет произрастать на лозе, так и вы, если не будете во Мне». Единение с Иисусом - необходимое условие, чтобы мы могли жить и приносить плоды.

            Что же за «плоды» должна приносить «ветвь», т. е. ученик? «Плоды» символизируют братскую общинную жизнь, формирование нового альтернативного общества, возникновение и существование которого возможно благодаря Иисусу. Новая жизнь общины невозможна без единения с Иисусом. «Неплодородность» ветви символизирует эгоистическую и индивидуалистическую жизнь, в конце которой - смерть: именно так существует ветвь, оторванная от лозы. Следовательно, Иисус призывает нас сделать выбор между подлинной самореализацией, неотделимой от истинной жизни в общине, и собственной погибелью. Церковь может надеяться на преодоление напряженных отношений, конфликтов и разделения, по-настоящему «обратившись» к Господу.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More