Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Пятое воскресенье Великого поста 

 

Закон, записанный в сердцах

 

Иер 31, 31-34; Пс 51(50), 3-4.12-13.14-15. (Пр.: 12a); Евр 5, 7-9; Ин 12, 20-33

 

            В связи с темой прошлого воскресенья о готовности человека признать Бога и принять Его в свою жизнь, так чтобы Он занимал в ней первое место, а также о Божией инициативе, выходящей нам навстречу, литургия сегодняшнего воскресенья повествует нам о желании Бога пребывать и действовать в наших сердцах. Также она призывает нас задуматься о тайне нашего сердца. В каждом из нас есть глубина, в которой разум и воля переплавляются как будто в раскаленном огне и создают сокровенное «место» нашей личности. Священное Писание именует эту неизмеримую и неисследованную глубину «сердцем». В нем мы принимаем решения о нашей судьбе. Из него исходят наши решения, поступки и помыслы, управляющие нашей жизнью. Не слишком ли мало внимания мы уделяем «тайне» внутри нас – а точнее, «тайне», составляющей нашу суть? Давайте сегодня постараемся заглянуть в наш  внутренний мир, чтобы обнаружить, что именно в нашем сердце Бог «устроил Свое жилище». Быть может, это потребует от нас определенного усилия, поскольку некоторым людям гораздо проще и привычнее смотреть на внешний «фасад» самих себя и окружающего мира. Безусловно, мы – это не только «сердце». Мы – еще и «тело», т. е. зримая общественная реальность, участвующая в социальных, политических и культурных отношениях. Но все это нельзя отделять от сердца. «Сердце» влияет на «тело», равно как «тело» влияет на «сердце». Между «сердцем» и «телом» существует постоянное диалектическое взаимоотношение.

 

Бог пишет в сердце

 

            В Священном Писании сердце многократно сравнивается с грифельной «доской», на которой писали в древние времена. На доске нашего сердца не имеет права писать никто, кроме нас самих – или Бога. Поэтому пророк Иеремия провозглашает, что Бог напишет Свой закон на доске сердца Израильтян и таким образом установит новый завет, отличающийся от завета, заключенного на горе Синай, когда Моисей написал Закон на каменных скрижалях. Закон неизменен, как неизменны стороны, заключающие завет. Новизна заключается в «расстоянии» закона от сердца: прежде между законом и сердцем существовало внешнее расстояние (Синай), теперь же закон будет начертан непосредственно в сердцах.

            Завет выражен типичной формулировкой: «Я буду им Богом, а они будут Моим народом». Притяжательные местоимения «их» и «моим» подчеркивают близкие и личные отношения. Речь идет о завете, укоренившемся непосредственно в «сердце» человека, которое Бог преобразил, соделал послушным и способным соблюдать закон. Из преображенного «сердца» изольются воды истинного познания Бога: «Все будут знать Меня». Это познание коренится не в информации, услышанной от других, а исходит из непосредственного единения человеческого сердца с Богом. Сам Бог станет нашим Наставником. Кроме того, Он простит израильтянам их неправедные поступки, очистит их от грехов, восстановит их внутренний мир. Благодаря новому завету рождается новый человек!

            Псалом-респонсорий призывает нас к молитве в контексте вышесказанного: „Сердце чистое сотвори во мне, Боже!» Новый завет подобен новому «творению», поскольку он кладет начало новой жизни верующих людей, которым Бог вложил Свою волю прямо в сердца.

 

Всех привлеку к Себе

 

            Новый Завет, возвещаемый пророком Иеремией, исполняется в Иисусе Христе, вернее  -  в Его  смерти и воскресении из мертвых. Когда Иисус вознесется над Землей («Когда Я вознесен буду от  Земли всех привлеку к Себе» (Иер 12, 32)), Его крестная смерть станет чудесным прославлением и высшим проявлением Божией любви. Тогда Иисус привлечет к Себе каждое человеческое сердце. Благодаря Распятому, люди смогут увидеть Бога-Отца, их Любовь и Жизнь. Иисус привлечет их к Отцу, и таким образом будет заключен новый завет с Богом.

            Метафора о пшеничном зерне, которое должно умереть, чтобы принести урожай, чтобы из него забила ключом животворная сила, говорит о том, что животворящая сила Иисуса по-настоящему проявится и принесет урожай в Его смерти. Но смерть Иисуса - не отдельный поступок, а финальное дело, звено непрерывной цепи постоянных и безоговорочных подвигов самопожертвования. Зерно, которое не умрет, «останется одно». Но Иисус - Божественное Зерно - не останется одиноким, а принесет обильный урожай, поскольку многие придут к Нему, Он привлечет к Себе всех.

            В смерти Иисуса Отец проявляет Свою славу, т. е. присутствует лично: «Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю». Но смерть и воскресение из мертвых - это «час» Иисуса, это - Его «время»! В это время Иисус всецело показал Свою способность безгранично любить и одержал победу над человеческой слабостью. В этот «час» Отец принял сыновний дар любви и осуществил Свой план спасения человечества. Иисус, вознесенный в Небо, стал великим доказательством любви Бога, давшего Своего Сына для спасения человечества (Ин 3, 16 и т. д.).

            Новый завет, заключенный между Богом и человечеством через Иисуса, является плодом Его смерти, пережитой с любовью к человечеству, и заключается в таинственном очаровании Иисуса для каждого сердца. Этот Завет проявляется на практике в полной преданности человека Богу и требует от него способности ответить на любовь Иисуса.

            Из смерти Иисуса исходит принцип нового завета, управляющего жизнью ученика: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Своей крестной смертью Иисус дал нам способность любить и жертвовать жизнью ради любви, то есть – поступать так же, как Он. Даровав нам Духа Святого, Иисус дал нам новое сердце, вписав в него закон Своей любви и всецело преобразив нас.

            Теперь принцип любви, впервые соблюденный Иисусом, неповторимым образом распространяется и на нас. Мы говорим не об абстрактном принципе, а о сокровенном законе божественной жизни, согласно которому Божий Сын беспрекословно пожертвовал Собой ради жизни других. Бог, Которого открыл нам Иисус - единственный истинный Бог. Он послал на Землю Своего Сына ради нашего спасения. Дух Святой, которого даровал нам Иисус как плод Своей крестной смерти и воскресения из мертвых, дает нам возможность жить Его божественной жизнью и любить, как любил Он. Это - единственный путь истинной любви, единственный путь стать настоящими людьми.

 

Послушание

 

            Своими страданиями и смертью Иисус «явил послушание» (Евр 5, 8). Послушание в данном случае не равнозначно обыкновенному соблюдению Закона.  Послушание Иисуса Отцу носит тот же характер, что и повиновение сына своим родителям. Речь идет о повиновении, основанном на любви, душевном расположении, симпатии, глубоком единении, преданности и самопожертвовании. По этому пути Иисус ведет «всех послушных Ему», т. е. всех верующих в Него и всецело преданных Ему. Так выглядит спасительная цепь: Иисус предается Отцу, а мы, посредством Иисуса, учимся повиновению Богу. В этом состоит Новый Завет. 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More