Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Служение носителей власти в Церкви

 

Ис 6, 1-2а.3-8; Пс 138(137), 1-2a.2bc-3.4-5.7c-8 (Пр.: 1c); 1 Кор 15, 1-11; Лк 5, 1-11

 

         В начале ХХ века известный историк и протестантский теолог Адольф фон Гарнак (Adolf von Harnack) написал: «Кто хочет узнать, что означает Божие Царство и его пришествие в благовествовании Иисуса, тот должен читать и размышлять о Его притчах. Тогда он сможет понять, о чем идет речь. Божие Царство наступит в той мере, в которой оно придет в сердца отдельных людей, найдет путь в их души, и в которой оно будет принято ими». Согласно Гарнаку, стороннику крайнего индивидуализма, Евангелие предназначено  для отдельных людей, индивидуумов. Он прекрасно знал, что Новый Завет говорит об общине, о Церкви, но вопреки этому отстаивал мнение, что Евангелия и послания Апостолов подразумевают под Церковью societas in cordibus - духовную общину в сердцах отдельной взятых людей. Это радикальное отрицание видимой и организованной Церкви пришло мне в голову, когда я читал библейские отрывки сегодняшнего воскресенья. Также я думал о том, до какой степени эта индивидуалистическая точка зрения либеральной теологии влияет на мышление современных людей. В частности, я задался вопросом о том, к чему привело влияние идей Гарнака на отрицание авторитета в Церкви, которое и в наши дни встречается нередко.

 

Вот я, пошли меня

 

         На первый взгляд кажется, что весь отрывок из Книги пророка Исаии подводит нас к мысли о том, что он описывает обыкновенную историческую хронику с указанием дат, имен и мест. Речь идет о «видении» Бога, о встрече с Господом, во время которой Исаия получил пророческую миссию. Исайя хочет поведать нам о своем глубоком внутреннем опыте.

         Литературная схема, в рамках которой пророк описывает свой опыт встречи с Богом, имеет общественно-политическую структуру: царь на престоле, окруженный придворными высокопоставленными лицами, принимает своего слугу, которому он вверяет крайне важную миссию. Бог в повествовании Исаии представлен восседающим на престоле в окружении советников и слуг (ст. 1-4). «Слуга» в самом начале признает свою «нечистоту», от которой он очищен символическим жестом (ст. 5-7). Потом царь спрашивает: «кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» «Слуга» отвечает:  «Вот я, пошли меня!» (ст. 8). Потом следует приказ, в котором «Слуге» официально дается миссия (ст. 9-10). В тексте из Книги пророка Исаии этот стих содержит диалог: Слуга требует разъяснения миссии (ст. 11а), которое Бог дает ему (ст. 11b-13).

         Этот отрывок нам следует читать не как обыкновенную хронику, а как богословское размышление об авторитете пророка. Задача повествования о призвании Исаии - как и дальнейших подобных повествований о других пророках – объяснить читателям обоснованность пророческой миссии. Пророк послан Богом, поэтому он говорит от имени Бога, а не по своей собственной инициативе. Он передает слова Бога, а не свое собственное мнение.

         В молитве «Верую» мы исповедуем: «Верую в Духа Святого..., который вещал через пророков». Власть в Церкви всегда является даром и делом Духа Святого, дающего способность говорить от имени Бога. При осуществлении служения этой власти, она не нуждается в согласии народа. Народ не наделяет полномочиями эту власть. Власть в Церкви всегда имеет определенное пророческое задание, т. е. задание возвещать Божие слово. В этом смысле власть является «диаконией», т. е. служением Божиему слову. Это - власть на службе Духа, которой - как говорит Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium 12 ) - «Суждение об их подлинности и правильном употреблении принадлежит тем, кто предстоит в Церкви и чья особая задача - не угашать Духа, но всё испытывать и доброго держаться

(ср. 1 Фес 5, 12. 19-21).» (п. 12).

 

Предание

 

         Апостол Павел в указанном отрывке приводит решающий богословский критерий: в вопросах веры необходимо обращаться к Священному Писанию и к преданию Церкви (Очевидно, что церковное Священное Предание ни в коем случае нельзя заменять различными «местными» традициями!). Павел говорит: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (ст. 1-2). Евангелие не является личным мнением Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (ст. 3).

          Павел ссылается на предание («что и сам принял»), возвещающую истину во исполнение Писаний («по Писанию»). Также он вспоминает, как Воскресший Иисус явился ему (ст. 8: «а после всех явился и мне, как некоему извергу»), но для него важно напомнить остальным, что его встречу с Воскресшим нельзя отделять от переживаний остальных Апостолов (ст. 7: «потом явился Иакову, также всем Апостолам»).

         Следовательно, благовествование Павла не является личным, субъективным событием. Павел подчеркивает, что его благовествование – и его власть – основаны на связи с Апостолами. Точно также дело обстоит с властью в Церкви: задача Папы, епископов, священников - обеспечить для христианских общин Апостольскую преемственность, чтобы их вера не была тщетной. Центральный пункт проповеди рукоположенных служителей – как и Павла – это смерть и воскресение Иисуса Христа. Церковь является апостольской именно потому, что эту преемственность обеспечивают вера и апостольская традиция, т.е. апостольское предание.

 

Миссия Петра

 

          В отрывке из Евангелия сегодняшнего воскресенья три первых стиха касаются нескольких лиц: Иисуса, народа, рыбаков и Симона. Между ними не проходит непосредственного разговора. Отношение между Иисусом и народом уточнено: Иисус учит, народ слушает Божие слово. Но между Иисусом и народом существует расстояние, поскольку Иисус учит, сидя в лодке, как Учитель, в то время как народ находится на берегу. Возвещаемое и слушаемое Божие слово соединяет Иисуса с народом и преодолевает расстояние между ними. Иисус здесь выступает как Даритель Божьего слова, а народ является его адресатом. Но Иисус проявляет особое отношение к Симону, садится в его лодку и просит его отплыть немного от берега. Иисус проповедует, сидя  в лодке Петра.

         Иисус подвергает Петра испытанию (ст. 4-5). Сначала Он просит его отплыть от берега, что Петр охотно делает. Вторым испытанием было требование Иисуса, противоречащее многолетнему опыту рыбаков. Симон отвечает Ему: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Петр уже прошел испытание, ибо он поверил слову Иисуса и сказал: «по слову Твоему закину сеть». Он принимает парадоксальное слово Иисуса, и оно приносит огромные плоды: «они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 6). На помощь приходит другая лодка с помощниками Петра, но все они ловят рыбу только из лодки Петра. Теперь народ уже не упоминается: все внимание сосредоточено на Петре и его сотрудниках. Какое великое чудо произошло! Чудесный улов рыбы должен был придать Петру отвагу и доверие, но вместо этого он бросается на колени и говорит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», осознавая то огромное «расстояние», отделяющее его от Иисуса.

          Только слово Иисуса смогло возобновить единение, построить мост между Христом и Петром с его сотрудниками. Послушание слову Иисуса возобновляет единение с Иисусом. Центральный стих гласит: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). От ловли рыбы Петр призван к «ловле человеческих душ». В этом случае Петр также прошел испытание: «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (ст. 11). Они слушают Иисуса, верят Его слову и следуют за Ним.

         В прочитанном нами отрывке из Евангелия из группы рыбаков выделяется личность Симона, именуемого также Петром. Лука в пятой главе упоминает о том, что мы услышим в шестой. Когда Иисус призовет Двенадцать Апостолов, Симон получит имя Петр (Лк 6, 14). Это имя дал ему Иисус, указывая на его должность и власть в Церкви (срав. Мф 16, 18). Евангелист Лука использовал в своем повествовании имя Петр, чтобы указать нам на особое призвание, полученное Симоном от Иисуса - стать ловцом людей. И это его призвание продолжается в Церкви. Итак, Симон имеет «особое» задание в Церкви, он – привилегированное орудие дела Иисуса ради людей. Но он не одинок в этом призвании. Ему – как члену общины учеников  – Иисус дал обещание и доверил особое призвание.  Но это призвание не оканчивается со смертью Петра. Власть Церкви сохраняется у него и после воскресения Иисуса, когда он продолжил служение в общине Апостолов. Его власть и призвание имеют продолжение в его преемниках. Весь авторитет Петра состоит в том, что он делает все, о чем говорил Иисус. Он распространяет всесильное слово Иисуса, становясь видимым представителем «служения» Иисуса. В этом заключается авторитет Церкви.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More