Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

5-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Соль земли

 

Ис 58, 7-10; Пс 112(111), 4-5.6-7.8a и 9 (Пр.: 4a); 1 Кор 2, 1-5; Мф 5, 13-16

 

         Вопрос отношения верующего к участию в общественно-политической жизни как христианина всегда актуален. За последние сто лет учительский авторитет Церкви издал большое количество «официальных» документов.

         Внушительное количество и различный характер этих документов вызывают вопрос: содержится ли в Божьем Откровении учение, касающееся социальных проблем общества?  Нам кажется, что мы не имеем права в буквальном смысле воспринимать библейский текст с целю обосновать учение об устройстве общества. Также неправильно воспринимать ее как пример, согласно которому сверхъестественный мир является прототипом земного мира. Мы считаем, что лучше ссылаться на Божье Откровение, как на свет озаряющий все аспекты общественной жизни и посредством которого, мы можем осмыслить и прояснить их религиозное значение.

         Итак, какова роль христианина в общественной жизни?  

 

Раздели с голодным хлеб твой 

 

         В отрывке из Книги пророка Исаии (Ис 58, 7-10) мы читаем слова, побуждающие нас к справедливости и любви к ближнему: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его». За сим призывом следует шесть обетований: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"». Далее следуют еще четыре Божьих обетования: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца…». И вновь, в стихе 10b, содержится обещание света спасения тому, кто будет действовать справедливо и с любовью  к ближнему.

         Если мы обратим внимание на значение этого отрывка, сходное с Ис 58, 1-6, мы заметим, что пророк осуждает поведение, при котором благочестие и почитание Бога расходятся с применением справедливости и закона в обществе. Божия спасительная деятельность касается каждого человека, оно преображает его и подсказывает ему «новое» поведение, в том числе и в общественной жизни. Без общественной справедливости и милосердия религиозный культ превращается в пустую формальность. Более того, социальная несправедливость, возникающая по нашей вине, становится препятствием для спасения, обещанного нам Богом (срав. Ис 59).

         Пророк не утверждает, что определенный общественный порядок сделает людей лучше или спасет их, поскольку спасение является плодом Божьей деятельности. Законы общества неспособны изменить людей: воля человека укрепляется в стремлении к добру только под воздействием Божьей благодати. Только Бог может спасти нас. Но Божья   благодать преображает волю человека и делает ее по-настоящему доброй, благодаря чему люди могут «создавать» более справедливое общество. При таком общественном порядке, человеческая воля будет полностью готова принимать воздействие Божьей благодати.

 

Сила проповеди Божьей тайны

        

         Согласно словам апостола Павла (1 Кор 2, 1-5), его проповедь Божьей тайны черпает силу и способность преображать людей не из его личной мудрости и ораторского искусства,  а  из  «Божьей силы». Он убедился в этом по собственному опыту, когда после неудачи в Афинах ушел в Коринф (срав. Деян 17, 32-33). Хроническая болезнь (срав. 2 Кор 12, 7) и скромный, неброский физический облик Павла (срав. 2 Кор 10, 10) для многих коринфян были причиной не прислушиваться к словам его проповеди. Но апостол предпочел полагаться не на какую-нибудь теорию или человеческую идеологию: «Я  рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (ст. 2). Он всецело положился на «проявления Духа и его силы».

         Итак, каким образом Павел собирается проповедовать Божью тайну? Он проповедует не какую-нибудь идеологию или философию, но благую весть о спасении, касающемся самого высшего предназначения человека, которое Иисус Христос приобрел для нас Своей смертью и Воскресением. Павел не ограничивает свою проповедь распространением определенного «мнения», он не хочет, чтобы его проповедь воспринималась людьми исключительно как философская теория. Он желает, «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой,  но на силе Божией».

         Апостол беспокоится о спасении каждого человека и формировании у него правильного отношения к Иисусу Христу, Который Своей божественной силой меняет людей к лучшему и в результате этого улучшает их общественные взаимоотношения. Это  значит, что из Божьего Откровения нельзя напрямую выводить «социальную теорию».

         Нравственная ценность человеческой воли определяется не внешними факторами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор 7, 20). Одно лишь внешнее преобразование общества не сделает нас хорошими, добрыми людьми.

 

«Соль земли и свет мира»

 

         В отрывке из сегодняшнего Евангелия, Иисус учит нас, каково подлинное «предназначение» христианского общества в мире, пользуясь двумя образами: образом соли и света. Соль, применяемая для защиты продуктов от порчи, символизирует твердость, постоянство, стойкость. Также в те времена соль использовали при заключении договоров и соглашений как знак из неизменности и нерушимости.

         Христиане являются солью земли, поскольку их присутствие является гарантией прочности договора-завета между Богом и людьми. Если христиане вдруг «потеряют свою силу», всяческое беззаконие будет распространяться беспрепятственно. Но если христиане останутся верны завету с Богом, они станут в Божьих руках знаком и средством для мирного освобождения и объединения рода человеческого. Разумеется, никто не утверждает, что спасение мира целиком зависит от христиан. Но огромное значение их наличия в мире и для мира нельзя оспаривать.

         Также Иисус сравнивает христианское общество с «городом, стоящим на верху горы» и со светильником, который «светит для всех в доме». Это значит, что христианское  общество не является ни тайной сектой, ни изолированной общиной «духовно чистых». Христиане должны пребывать в мире как сияющее и заметное общество: поскольку их образ жизни призван излучать в мир «славу Отца».

         Нельзя утверждать, будто христиане во всем являются лучшими, наиболее разумными, талантливыми и успешными, что они являются примером во всем и для всех. Но они, вопреки своим недостаткам и грехам, демонстрируют свое огромное доверие Богу и свидетельствуют о том, что только Бог является подлинным Источником всякой доброты и милосердия. Христиане должны формировать новую семью детей Божьих как новое общество, указывающее всем людям высшую цель жизни и источник всех добродетелей.

         Иисус объясняет Свои слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они  видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мы призваны не демонстрировать собственные достижения или стараться являть себя примером (тем более, что как пример мы зачастую неидеальны!), а свидетельствовать о вере в Божие милосердие, дающее нам силу творить добрые дела. Иными словами, христианское общество является в мире живым свидетельством возможности изменить этот мир к лучшему, при условии, если люди уверуют в спасительную силу Бога.  

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More