Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

5-ое воскресенье Великого Поста

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Смерть и воскресение

 

Иез 37, 12-14; Пс 130(129), 1-2.3-4.5-6а и 7a.7bc-8 (Пр.: 7bc); Рим 8, 8-11; Ин 11, 1-45

 

    Исходя из наших каждодневных наблюдений и нашего личного опыта, мы с уверенностью можем констатировать, что все вокруг нас отмечено «знаками смерти»: неумолимо убегающее время, постоянная смена времен года, несчастные случаи, автомобильные катастрофы или производственные травмы, убийства, смерть от неизлечимых болезней или насилия и т.д. Мы испытываем огромный страх перед смертью, вмещающий все наши более мелкие страхи. Согласно Посланию к Евреям, мы -  те, «которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2, 15).

         Мы воспринимаем жизнь как постоянную опасность, как путь к смерти, как «бытие к смерти». При этом в нас есть непреодолимое, страстное желание жить. Наша обстановка похожа на ту, о которой говорит отрывок из Книги пророка Иезекииля, описывающий в символах переселение евреев в вавилонскую империю. Мы пламенно жаждем жизни, но вся окружающая обстановка говорит о смерти.

       Как ободряюще звучали для плененных евреев слова пророка: «оживете!», так и сегодня эти слова актуальны и для нас. Но разве это возможно? Не проще ли опустить руки и подчиниться обстоятельствам, чем надеяться на иллюзию вечной жизни? Существует ли оправданная надежда на жизнь?

 

Дух животворящий

 

         Тридцать седьмая глава из Книги пророка Иезекииля - одна из красивейших частей Священного Писания. В ней говорится об известном видении сухих костей, которые под действием Божьего Духа вновь обретают жизнь. Стихи пророка, которые мы слышим в литургическом чтении, объясняют смысл этого видения, данный самим пророком. Сухие кости мертвых в широкой долине являются символом израильского народа в плену. Оживление сухих костей - это образ будущего и обетование возвращения народа из плена. Плен подобен могиле всякой свободы и надежды израильского народа, а возвращение на родину подобно воскресению. Пророк обещает разочарованным и маловерным израильтянам радостное будущее, новую жизнь в Земле Обетованной. Бог примет меры, чтобы освободить Свой народ, хотя это кажется невозможным, подобно тому, как кажется невозможным воскресить к жизни мертвого.  Но Бог может пробудить к жизни даже мертвых! «И узнаете, что я Господь» (Иез 37, 13). Освобождение из плена будет знаком действительного Божьего присутствия в Своем народе. Божье деяние свершается силой Его Духа, дарующего жизнь: «И вложу в вас дух мой, и оживете» (ст.14). Дух - это живительная и творческая сила Бога: возвращение из плена в символическом языке пророка равняется воскресению из мертвых или новому творению.

         Следует обратить внимание, что, если читать эту пророческую главу в свете христианской веры, мы поймем, что пророк Иезекииль описал великий символ (воскресение из мертвых), выходящий далеко за рамки буквального смысла, который он имел ввиду, во время своей проповеди. Возвращение к жизни, освобождение из плена, новое восстание из плена смерти, новое творческое действие Божьего Духа - это все вызывало в мыслях людей, слушавших пророка, глубокую и крепкую надежду на политическое освобождение из вавилонского плена. Мы не знаем, какой отклик эта весть пророка вызвала у его слушателей, но очевидно, что такая речь является подготовкой пасхальной проповеди победы Христа над смертью и Его воскресения из мертвых. Поэтому логично, чтобы христиане читали это пророчество Иезекииля во свете воскресения, которое благовествовал и осуществил Иисус Христос.

 

Тело и Дух

 

         Текст послания святого апостола Павла из второго чтения подчеркивает противоположность «тела» и «духа». «Тело» - это человек, находящийся в плену своих эгоистических и зловредных страстей, порождающих греховные поступки и, наконец, полную физическую и духовную смерть. «Дух» - это Божья сила в человеке, порождающая жизнь и благо. Это – созидающая Божья сила, преображающая человека и делающая его «духовным». Мы, христиане, благодаря крещению и вере перешли из мира «тела» в мир «духа»: мы стали «духовными» существами, людьми, которых «Христов Дух» животворит и направляет. Этот Христов Дух дает нам участие в Божественном сыновстве Христа, делает нас Божьими детьми, объединяет нас со Христом.

         Христов Дух - это также «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса» (ст.11), т.е. Дух Небесного Отца. Ибо Бог воскресил Иисуса Своей животворящей и созидающей силой - Его Духом. Теперь этот же Дух «живет в нас» (ст.11), т.е. мы также можем надеяться на воскресение: «Воскресивший Христа, из мертвых, оживит и ваши смертные тела» (ст.11).

         Присутствие Христова Духа в нас – является для нас уверенностью и гарантией искупления, Божественной жизни, надежды на жизнь вечную, на будущее воскресение из мертвых. Наше будущее уже «посеяно» в нашей настоящей жизни. Ибо мы причастны Тому же Духу, Который воскресил из мертвых Господа Иисуса и Который желает соделать нас участниками в Его жизни.

 

Кто верует в Иисуса, жив будет

        

         Отрывок из Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря, о его «возвращении к жизни» - это очень длинная глава Евангелия. Чтобы мы могли целиком насладиться ее смыслом, ее следует прочесть целиком, медленно, вдумчиво. Эта история пронизана множеством интересных подробностей, отличающихся выразительной богословской тонкостью. В Евангелии от Иоанна эта история занимает важное место, поскольку она объединяет первую часть Евангелия со второй.

         Трое людей - Лазарь, Марфа и Мария – связаны с личностью Иисуса Христа. Они представляют собой различные аспекты христианской общины: Лазарь - «больной», а позднее «мертвый» - символизирует болезни и смерть, имеющие место в человеческой жизни.  Поведение сестер Лазаря символизирует отношение христианской общины к болезням и смерти (боль, страх, надежда, доверие, даже малодушие). Затем появляются другие персонажи – представители еврейских органов власти: они символизируют отношение мира, приговаривающего Иисуса – Дарителя Жизни - к смерти.

         На глазах у общины и всего мира Иисус словом и делом провозглашает воскресение Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (ст.25). Общество «друзей» Иисуса отличается от мира именно верой в животворящую силу Иисуса. Но даже друзья Иисуса не без труда пришли к пониманию смысла смерти. Поэтому Марфа говорит: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Она упрекает Иисуса в том, что Его не было при Лазаре, в Его ограниченных возможностях и силе, поскольку еще не знает, какая сила исходит из Иисуса. Иисус отвечает ей: «Я есмь воскресение и жизнь». Марфа представляла себе воскресение как событие отдаленного будущего, в конце веков, как в это верили и фарисеи. Но Иисус Своим словом дает ей надежду, что Он Сам есть воскресение.

         Мария вышла навстречу Иисусу со слезами, и когда Иисус увидел ее плачущую, «Сам восскорбел духом и возмутился» (ст.33), и Сам «прослезился». Тогда иудеи заговорили: «смотри, как Он любил его» (ст.36). Иисус сострадал сестрам Лазаря в их горе, ибо «Иисус же любил Марфу и сестру ее, и Лазаря» (ст.5). Он не отчаивается, подобно им. Его плач полон кротости и доверия.

         Болезни и смерть сопровождаются слезами и горем, даже когда Иисус рядом, но они не являются причиной для отчаяния. Последнее слово остается за Иисусом, и это слово окончательно и полностью освобождает нас от подавляющего страха смерти и дает нам надежду вечной жизни. Эта свобода от страха дает христианину чрезвычайную способность к жизни ради блага других и освобождает его от одержимого желания жить только ради себя.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More