Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Шестое рядовое воскресенье

 

Проказа, изгоняющая человека из общества

 

Лев 13, 1-2. 45-46; Пс 32(31), 1-2.5.11 (Пр.: ср. 7); 1 Кор 10, 31-11, 1; Мк 1, 40-45

 

            Изгнание человека из общества либо его отвержение обществом – печальное, но часто встречающееся явление. Есть ли в мире хоть одно общество, где бы этого не было? Общество может отвергать человека, если человек по какой-либо причине не способен стать полноценным членом общества либо не хочет включаться в него из чувства протеста. Кроме того, причиной отвержения или маргинализации человека может послужить устройство общества и его господствующая культура. Факторами маргинализации человека при определенных господствующих идеологиях могут стать возраст, заболевание, принадлежность к тому или иному социокультурному слою. Даже в жизни Церкви наблюдаются случаи маргинализации отдельных лиц и даже групп: «Мы имеем в виду, например, давнее тенденциозное отчуждение «культуры» рабочих от Церкви. Также следует упомянуть отчуждение, испытываемое недавно переселившимися прихожанами Церкви, и отчуждение молодежи в приходах, где традиционное внимание достается детям и семьям» (см. подготовительный документ церковного собора в г. Лоретто «La forza delle riconciliazione» -  Сила примирения, 2.3.2 d).  Понятно, что в Священном Писании мы не найдем готовых рецептов, способствующих решению данной проблемы и свободному действию Божией благодати примирения в Церкви. Но все-таки, сегодняшние чтения могут послужить для нас импульсом в данной сфере и заставить нас задуматься об этих проблемах.

 

Проказа и Божий  народ

           

Болезнь, именуемая «проказой» в тексте первого чтения - это не болезнь, описанная Хансеном в 1871 г.,  а «кожное заболевание» в широком смысле. Еврейское слово, которое мы переводим как «заболевание, болезнь» и «поражение», означает «вмешательство,  атаку»  сверхчеловеческой силы. Среди описания «казней Египетских» имеется упоминание о поражении египтян язвами или волдырями (в Исх 9, 9 применяются те же выражения, что и в Лев!). Можно сделать выводы, что еврейский народ сохранил древнее отношение отвращения и ужаса к кожным болезням, которые обозначались в их языке выражением, переводимым как «проказа, лепра». Сохранение целостности «кожи» от любой кожной болезни было равнозначно сохранению чистоты расы. Любое явление, выходящее за рамки нормы – нарушение порядка, болезнь - принадлежало к сфере нечистого. Сама же жизнь – порядок и здоровье - принадлежала к сфере чистого. Религиозной и общественной системе (сфере чистого) непрестанно угрожали силы разрушения (сфера нечистого). Ясное дело, что люди сопротивлялись всему нечистому, чтобы сохранить порядок и цельность общественной и религиозной систем. В случае, приведенном в Книге Левит, священник должен был не лечить болезнь, это была задача врачей, а признать или не признать свершившееся (или не свершившееся) исцеление, чтобы воспрепятствовать распространению болезни в религиозной общине. В Израиле в этом отношении не было конфликта между религией и медициной, подобно ситуации в Вавилоне и других странах. Больного следовало вывести на окраину города, он должен был проживать вдали от религиозного общества,  чтобы не стать источником заражения.

            Эти меры, носившие большей частью гигиенический и профилактический характер, вследствие тесной корреляции между чистым и святым, а также между нечистым и греховным, языческим, стали религиозным законом. Так как Божий  народ посвящен Богу и живет в сфере чистого и святого, он обязан исключить из своей среды  все, что относится к сфере нечистого и греховного.  «Исключение» из общества было способом утвердить собственную идентичность и отстоять полноту религиозного и святого достоинства  Божьего народа.

 

Революционный переворот Иисуса

 

            Иисус совершает настоящий революционный переворот: Он не отстраняется от сферы нечистого, не боится контакта с ней, не страшится никакой угрозы с ее стороны. Его решение - не в отделении чистого от нечистого, а в преображении, создающем чистое из нечистого. Иисус  воплощает в Себе чистоту и святость, «заражающую»  и привлекающую  в Свою сферу нечистое и несвятое.

            Прокаженный «пришел к Иисусу»: речь идет не только о движении тела в пространстве, но и о движении духа навстречу Богу. Он говорит Иисусу: «Если хочешь, можешь меня очистить». Согласно тогдашним еврейским верованиям, только Бог может очистить от проказы. Если прокаженный произнес эти слова, значит, он уверовал в Иисуса как в Бога. Со своей стороны, Иисус приближается к прокаженному, протягивает к нему руку и касается его. Этим поступком Он нарушает нормы, запрещающие касаться прокаженных. «Простирание рук» символизирует силу Иисуса, проявляющуюся и в Его словах, повелевающих: «Хочу, очистись!». Еврейский закон приказывал выселять прокаженных, исключать их из общества. Однако, Иисус идет навстречу больным проказой и, очищая их, возвращает в общину Божьего народа. С приходом Иисуса, чистый связывается с нечистым, уже не чувствуя угрозы, вытекающей из общения с нечистым; напротив, сила чистого воздействует на нечистое. Отныне спасение заключается не в исключении из общества, а в повторном включении, реинтеграции в общество, поскольку с приходом Иисуса в мир пришла спасительная сила Самого Бога. Общество может выздороветь не исключая своих больных членов, но исключительно действием исцеляющей Божьей  силы.

            Иисус  приказал очищенному соблюсти все предписания Закона: показаться священникам, чтобы те подтвердили его очищение, после чего он сможет быть заново принят в религиозное общество Израиля. Этим Евангелист показывает, что Иисус, с одной стороны видимо нарушая Закон, с другой стороны не отменяет и не изменяет его. Теперь Закон  находится на «службе» Иисуса и Его  спасительной силы. Закон сам по себе не очищает и не исцеляет, но свидетельствует о спасительной деятельности Иисуса.

            В Ветхозаветные времена проблему стремились разрешить извне, изолируя  «прокаженных». Иисус же исцеляет болезнь в корне, силой Самого Бога. В земной жизни Иисуса проявилась исцеляющая Божья сила, действующая на стороне больных, убогих, угнетаемых, изгнанных из общества. Иисус устанавливает новое общество, где людей не разделяют и не изгоняют, а исцеляют силой Бога, дарованной Иисусом. Ветхозаветные времена для нас закончились.

 

Свобода христианина

           

Поскольку  Иисус  отменил систему разделения на чистое и нечистое в иудейском понимании, христианин стал по-настоящему свободным и в отношении Бога, и в отношении ближних. В сегодняшнем отрывке из Первого Послания к Коринфянам святой Апостол Павел анализирует вопрос употребления в пищу идоложертвенного (т.е. принесенного в жертву языческим божкам) мяса. Могут ли христиане вкушать это «нечистое» мясо? В своем ответе Павел подчеркивает, что высшей заповедью является заповедь братской любви, которая не станет вводить в соблазн «слабого» брата, привязанного к старинным еврейским традициям, а также заповедь чтить Бога, то есть - искренне признавать Его как истинного Бога. Вопрос, есть или не есть идоложертвенное мясо, касается не соблюдения или несоблюдения Закона, а любви. Святой Павел подчеркивает, что только «любовь назидает» (1 Кор 8, 1). Если  бы соблюдение «нового закона», данного Иисусом, стало причиной нового разделения общества, соблазна для слабых, иудеев или греков или Божьей  Церкви, невозможно было бы говорить о выполнении аутентичного, истинного замысла Иисуса.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More