Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Бог есть Любовь

 

Деян 10, 25-26.34-35.44-48; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4 (Пр.: 2b); 1 Ин 4, 7-10; Ин 15, 9-17

 

            Человек по своей природе склонен искать смысл во всем. Он безоговорочно открыт «истине», страстно желает любви и живет в надежде на счастье. Следовательно, у человека есть три «страстных желания»: желание истины, любви и счастья. Но «ничто», никакой «предмет» не содержит полноту истины, полноту любви и полноту счастья, необходимого человеку. Даже другой человек не может стать для человека полноценной истиной, любовью и счастьем, он не сможет в полной мере насытить его и утолить его жажду. Мы жаждем познавать все больше, любить и быть любимыми в большей мере, стремимся быть счастливее, нежели есть. Однако ни наука, ни технический прогресс, ни богатство не сумеют утолить нашу жажду «хотеть больше и больше», поскольку они лишь частично удовлетворяют наши отдельные потребности и желания. Между тем как мы все предназначены для абсолютной истины, абсолютной любви и абсолютного счастья.

           Мы часто становимся жертвами обманчивых иллюзий, внушающих, что мы уже полностью удовлетворены, что нам не нужно ничего большего, а более возвышенные желания излишни. Нас окружает - и зачастую порабощает - культура, опускающая нашу жизнь до чего-либо  маловажного и незначительного. Она навязывает нам ложные представления о том, что мы «должны» удовлетворяться малым. В этом она нас убеждает, в том числе, через девиз: «Наслаждается тот, кто довольствуется малым» - это - идеал так называемого «счастья в малом».  На самом деле, счастливы мы – носящие в себе страстное желание абсолюта и не удовлетворяющиеся ничем, кроме абсолютной истины, абсолютной любви и абсолютного счастья!

            Мы не собираемся восхвалять это чувство беспокойства и неудовлетворенности само по себе, однако мы желаем сорвать маску с ложного представления о том, якобы мы были созданы для мелочной и ничтожной жизни. Наше предназначение – величие, Абсолют, высшая цель – т. е. Бог. В жажде Абсолюта и открытости Ему – наше колоссальное человеческое достоинство. Эту жажду не может удовлетворить ни другой человек, ни социальный, политический, ни эстетический или иной идеал – ничто вообще. Только абсолютная Свобода может открыться нашей свободе, утолить наше желание свободы.  Так как мы свободны, нашей истиной, нашим благом и счастьем может быть только абсолютная Любовь. только истина, являющаяся Любовью, может быть целью наших страстных желаний.  Сегодняшнее Божие слово так и говорит нам: «Бог есть Любовь».

 

Вселенская любовь

 

               Первое чтение рассказывает нам о волнующем «открытии» Петра перед язычником Корнилием. Апостол восклицает: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

           Дух Святой - Божия любовь - изливается и на язычников, независимо от расы и национальности: все «изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников». Божия любовь предназначена для всех - не потому, что она видит в каждом что-то, делающее его достойным любви, а потому, что она хочет сделать всех «достойными любви». Причина универсальности Божией любви - не в нас, а в ней самой. Она предназначена для всех - поскольку является абсолютной любовью. Она требует лишь одного: чтобы мы приняли ее («боящиеся Бога») и сами ответили на нее любовью («поступающие по правде»).

         Если эта прекрасная, изумительная «встреча» между бескорыстным даром Бога и ответственным и добровольным принятием дара человеком осуществилась - что может помешать крещению человека? Петр говорит: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» Обратите внимание на то, что «Дух Святой сошел на всех, слушавших слово» Апостола Петра. «Слушать слово» здесь означает «принять весть Евангелия», проповеданную Апостолом (Деян  10, 36-41).

          Вырисовывается следующая последовательность событий: слушание слова (вера) - дар Духа Святого - крещение.  Вся инициатива в этом принадлежит Богу, любящему также и язычников и призывающему их стать Его детьми. Бог дарует людям Себя в виде Истины (Слово), любви и человеческого счастья (дар Духа).

 

Взаимная любовь

 

          Человек, «познавший» Бога и «переживший» Его Любовь, приобретает способность любить: «Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь». «Познание Бога», т. е. вера, делает нас детьми Божьими, поэтому мы можем любить, как подобает Божиим детям: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога“, ибо «Бог есть любовь».

            Также Иоанн отмечает, что инициатива всегда исходит от Бога: «Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Следовательно, от Бога исходит жест любви, с которым Он идет навстречу нам, а благодаря этому мы познаем Его и переживаем Его любовь в Иисусе Христе. Он предлагает нам Самого Себя как возможность участия в божественной жизни, а принимая Его дар, мы становимся способными любить ближнего, как любит нас Сам Бог. Бог Отец, даровав нам Своего Сына Иисуса Христа, дал нам все, а не какую-то отдельную часть.

         Поэтому Его любовь - абсолютная, безоговорочная самоотдача ради нашего спасения, т. е. «чтобы мы достигли божественной жизни». В Иисусе Христе нам открылось высшее и «исключительное» проявление безграничной и добровольной преданности Бога человеку. Также Иисус Христос является человеком, обладающим полнотой Истины, полнотой Любви, полнотой счастья: Он - наиболее свободный, независимый и совершенный человек. 

 

Божия заповедь

 

      Отрывок из Евангелия рисует путь, исходящий от Бога-Отца и заканчивающийся христианским воплощением взаимной любви. Это – «путь любви», исходящей от Бога и распространяющейся  среди людей.

            Иисус говорит: «Возлюбил Меня Отец». Любовь Отца к Сыну является «заповедью», т. е. откровением, которое Сын выполняет в полном послушании Отцу. Иисус действительно говорит: «и Я соблюл заповеди Отца Моего». «Заповедь», полученная Иисусом от Отца - это сама любовь Бога-Отца, которую Иисус «должен» явить человечеству. Следовательно, заповедь Отца Сыну - синоним Его любви к Сыну, любви, проявляющейся в преданности Иисуса вплоть до смерти (срав. Ин 10,17-18).

            Поскольку Иисус всей Своей жизнью воплощает «заповедь» Отца, Он Сам становится «заповедью»: «Сия есть заповедь Моя», «Мои заповеди». Заповеди Иисуса – это заповеди Отца, открытые и данные нам в Иисусе. Следовательно, Иисус Христос – живое воплощение и проявление любви Отца, ибо Он возлюбил нас. Он говорит о «Моей любви»: «как Я возлюбил вас». Любовь Иисуса к нам воплощает и являет заповедь Отца и становится «заповедью для нас».

            Любовь Иисуса, охватывающая всех верующих в Него, разгорается пылающим очагом в сердцах христиан, которых Иисус избрал, сделал Своими друзьями и даровал Откровение («Я сказал вам все, что услышал от Отца Моего»). Следовательно, даруя человечеству возможность познания Отца, Иисус дарует ему полноту Истины. Он дает участие в любви Самого Бога, тем самым наполняя счастьем сердца верующих в Него («Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»). Его любовь – основание и образец нашей любви к ближним. Ибо мы не можем по-настоящему любить, не имея полного участия в Истине, любви и радости Иисуса Христа, получившего все это от Отца.

         Только исходя из желаний и действий Бога ради нас, мы можем полностью понять наши  страстные желания и нашу жажду Бога. Однако, мы всегда подвержены риску спутать жажду Бога с «жаждой» чего-либо иного.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More