Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

6-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Закон и свобода

 

Сир 15, 15-20; Пс 119(118), 1-2.4-5.17-18.33-34 (Пр.: 1b); 1 Кор 2, 6-10; Мф 5, 17-37

 

         На первый взгляд многим людям может показаться что закон и свобода – абсолютно противоречивые понятия. Не является ли закон настоящим препятствием для свободы, тормозом для неограниченного размаха человеческих желаний? Разве не правда, что закон является - как говорили раввины - забором, ограждающим человеческую свободу? Не является ли попытка освободиться от любого принуждения мечтой современного «сверхчеловека», что явственно из современной культуры, сформированной под влиянием философии Ницше? С другой стороны, «технически укомплектованный» человек активно развивает идеал власти, освобожденной от любых ограничивающих ее законов, и взращивает в себе жажду такой власти.

         Какая сложная штука эта свобода! Она все время подвергается то атакам наших иллюзий и желаний, то внешнему «принуждению». Настоящая свобода не может существовать без любви, но может ли она существовать без закона? И если любовь регулируется законом – остается ли она спонтанной, искренней и всецело свободной? Все эти вопросы приходят нам в голову, поскольку они ежедневно поднимаются в среде, в которой мы живем. Об этих же вопросах мы будем читать в сегодняшних литургических чтениях.

 

Никакого фатализма!

 

         Сын Сирахов (Сир 15, 15-21) подчеркивает свободу человека и его способность выбирать огонь или воду, жизнь или смерть, праведность или грех. Бог не предопределяет действия человека: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дает позволения грешить». Если Он дает законы, это вовсе не значит, что Он ограничивает человеческую свободу. Напротив, согласно сыну Сирахову, закон идентичен дару свободы и свободному выбору, и человек принимает его из рук Бога, будучи Его созданием. Иными словами, закон, данный Богом, не стоит выше свободы или против нее, но представляет собой слово, открывающее дар подлинной свободы.

         Руководствуясь законом, человек полностью осуществляет свою свободу. «Закон» и «свобода» являются одинаковыми Божьими дарами человеку: один дар служит другому, не противореча друг другу. Только глупый предрассудок, якобы свобода исходит от  человека, а закон - от  Бога, может привести к мнению об их несовместимости. Таким образом мы можем понять, почему апостол Иаков говорит о «законе свободы» (Иак 2, 12), т.е. о Божьем законе, порождающем и поддерживающем истинную человеческую свободу. Зло и грех являются отказом человека от закона и как следствие, он попадает в унизительное рабство, становясь не свободным. Бог ни коим образом не может нести ответственность за зло, совершенное человеком.

 

Закон для «совершенных»

 

         Отрывок из Первого послания св. ап. Павла к Коринфянам (1 Кор 2, 6-10) следует понимать как полемический ответ апостола Павла на взгляды христиан Коринфа. Если бы мы хорошо знали тон и содержание тезисов, которые коринфяне защищали, нам был бы более понятен и метод аргументации Павла. Но у нас есть только текст Павла. Даже исходя из него, мы можем заключить, какая ситуация была в Коринфе. Коринфяне считали, будто существуют два «уровня бытия»: один «низкий» - для людей, еще несовершенных и незрелых, и второй - для совершенных, «духовных», зрелых. По-видимому, Коринфяне, с которыми Павел спорит, относили себя к категории совершенных (срав. ст.6: «мудрость же мы проповедуем между совершенными»).

         Павел противопоставляет «премудрость Божию» «мудрости века сего», т.е. мудрости тех, кто считал себя совершенными: мудрость века сего приходит в негодование от одной мысли о вере в Распятого Иисуса, но именно это нам предлагает Божья Премудрость. Божья Премудрость дает человеку возможность познать Божий замысел спасения мира через распятие Сына Божьего – Иисуса Христа.

         Этот Божий замысел спасения невозможно вывести ни из человеческих наблюдений, ни из философских рассуждений: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Только посредством Божьего откровения (ст.10: «А нам Бог открыл это») человек способен познать Божий замысел спасения, осуществленный через Иисуса Христа. Но это откровение дается нам не напрямую, а через людей, избранных Богом в этих целях, в том числе и через апостола Павла (срав. 1 Кор 1, 17).

         Указанный текст Павла наводит нас на мысли о теме, над которой мы сегодня размышляем (т.е. о законе и свободе). Апостол упрекает коринфян за то, что они считают себя столь совершенными, что полагают, якобы они сами являются основой «закона». Они думают, что способны самостоятельно выбирать, что есть благо, что надлежит принимать и что правильно. Их самолюбие приводит в конечном счете даже к отрицанию Распятого Иисуса, поскольку Он не соответствует их системе ценностей, почерпнутой от язычников. Апостол, напротив, еще раз подчеркивает, что «премудрость» происходит от Бога, Который дает нам познать через откровение, что для нас является благом, приемлемым и подходящим. Коринфяне не хотели сознаваться в предрассудке, согласно которому хорошо только то, что исходит от человека.  Павел, наоборот, заявляет: хорошо только то, что исходит от  Бога.

 

Иисус и Закон

 

         В нагорной проповеди, Иисус заявляет, что Божье Царство не отменяет закон Моисея, но исполняет, осуществляет его: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». «Закон и Пророки» - это выражение, означающее весь Ветхий Завет, обретающий свою полноту в Иисусе. В каком смысле Иисус  исполняет Закон?

         Фарисеи, с которыми Иисус вел полемику, воспринимали Закон как ограду, в пределах которой  человек  мог действовать свободно, но ему было запрещено сворачивать с пути, предписанного Законом. Разумеется, не все фарисеи неправильно понимали истинный смысл закона в Ветхом Завете, поэтому мы не должны думать, что Иисус принципиально осуждает «институт фарисейства». Ведь Иисус Сам говорит: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Иисус   объявляет, что ветхозаветный закон остается в силе вплоть до мельчайших подробностей - но при условии правильного понимания его подлинного смысла, обретаемого в свете благовествования Божьей тайны и жизни Иисуса Христа.

         Евангелист Матфей на многочисленных конкретных примерах указывает на преемственность между благовествованием Иисуса и учением Ветхого Завета и на осуществление этой преемственности: «Вы слышали, что сказано... А Я говорю вам...».  Приведенные версии мы считаем неточными, поскольку они указывают на противоречие между законом Моисея и этикой Иисуса. Но Матфей хочет продемонстрировать, что Иисус  не отрицает закон Моисея, а исполняет его: на самом деле, греческий предлог dh [dé] имеет здесь не отрицательное, а соединительное значение, и поэтому его лучше было бы перевести словом «поэтому». 

         В чем же состоит новизна исполнения закона, которую приносит Иисус? Это не только призыв к более искреннему соблюдению этого закона, поскольку настоящий фарисей заботился и об этом. Эта новизна не состоит и в каком-то другом, новом, законе, поскольку закон Ветхого Завета не был отменен и оставался в силе. Иисус  говорит, что Он Сам является основой нравственных обязательств: «А Я говорю вам...». Он Сам всей Своей жизнью говорит, что является благом, ибо добро не может прийти из «ниоткуда», кроме как от Него.

         Итак, с этого времени свобода человека состоит в том, чтобы человек действовал так, как Иисус – свободный человек par excellence – самый подлинно свободный человек. И мы исполняем моральный закон, если поступаем так, как поступал Иисус Христос. 

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More