Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

6-е воскресенье Пасхи

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Дух истины

Деян 8, 5-8.14-17; Пс 66(65), 1-3a.4-5.6-7a.16 и 20 (Пр.: 1); 1 Петр 3, 15-18; Ин 14, 15-21

         Первое Послание св. ап. Петра побуждает нас быть готовыми ответить всякому, кто спросит нас в чем суть нашей надежды. Быть христианином подразумевает «надежду», упование. Но как же трудно говорить об этой надежде и «демонстрировать» ее в полной мере! При этом мы не можем полагаться только на «доказательства сердца», как говорил Блез Паскаль, пытаясь избежать обоснования нашей надежды. Мы не можем основываться только на знаменитом изречении Иммануила Канта: «Звездное небо над головой и моральный закон во мне», поскольку и это изречение является только «убежищем в сердце», глубоким и интимным, не подлежащим исследованию. «Надежда», о которой говорится в Послании св. Петра – это разумная надежда, имеющая глубокий смысл и способная разъяснить свои причины и предъявить доказательства.

         Христианская «надежда» не обязательно основывается на простых и точных мыслях, она не является исключительно мыслительным актом. Вместе с Гегелем мы могли бы повторить, что собака не станет духовной, если мы позволим ей грызть книги, где пишут о Боге. Мало только развлекаться игрой мыслей. Следует уметь выбрать, любить и познавать таким образом, чтобы мы делали правильный выбор: это и есть настоящая надежда. Кто нам может дать, или как мы можем приобрести эту внутреннюю способность не отделять разум от сердца, чувсто от воли, свободу от познания? Кто может дать нам подлинную и цельную личность? Каково подлинное христианское поведение, всей своей сутью доказывающее христианскую надежду?

 

Принять Духа Святого

 

         Первое Послание св. ап. Петра помогает нам правильно сформулировать вопрос. И уже в первом чтении начинает формироваться ответ. На чудеса и проповедь Филиппа Самария реагирует восхищением: «Народ единодушно внимал тому, что говорит Филипп, слыша и видя какие он творил чудеса... И была радость великая в том городе» (ст.6.8.). Следовательно, «Самария приняла слово Божье» (ст.14). Однако, в новом и ошеломляющем учении, сопровождаемом великими чудесами, скрывалась опасность, что люди отреагируют на него чисто по-человечески. Текст из Деяний святых Апостолов продолжает: Петр и Иоанн «помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них,…» (ст.15.16). Они возлагали на людей руки, и те принимали Духа Святого. Этот «призыв» к Духу дает людям «печать веры», которую они уже приняли в «крещении во имя Господа  Иисуса».

         Таким образом мы можем подвести итоги этапов, описанных в главе Деяний: проповедь - принятие слова - крещение - дар Духа Святого. Но эти этапы не отделены друг от друга, ибо в проповеди Филиппа Дух действует уже с самого начала. Весь процесс вхождения в к христианскую жизнь управляется действием Духа Святого.

         Первые христиане были убеждены в том, что Дух Святой управляет проповедью апостолов, помогает людям присоединиться к вере и нисходит на них в крещении. В молитве и возложении рук можно увидеть намеки на то, что мы называем таинством Миропомазания (конфирмации) или христианской зрелости. В Догматической Конституции о Церкви II Ватиканского собора "Свет Народов" описывается действие таинства Миропомазания следующим образом: «Таинством миропомазания они совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные свидетели  Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом» (Lumen gentium, 11).

         Обратим внимание на выражения «совершеннее сочетаются», «наделяются особой силой» и «принимают более строгое»: дар Духа, полученный в конфирмации, является своего рода «печатью» и «завершением» действия, которое Дух начал уже тогда, когда христианин только начинал идти по пути веры. Распространять и защищать веру словом и делом как настоящие свидетели Христа равно тому, что в Первом послании св. ап. Петра выражено словами: «обосновать свою надежду» («будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании,…» (ст.15).)

 

С кротостью и благоговением

 

         Каким образом мы должны обосновать христианскую надежду?  Христианский стиль поведения указан во втором чтении как руководство к действию. Эта манера поведения не характеризуется ни страхом, ни высокомерием или нетерпимостью, ни оскорблениями или жаждой мести. Вот что говорит Петр в своем послании: Делайте это «с кротостью и благоговением» с доброй совестью («Имейте добрую совесть,…»). Однако возникает опасность, что христианин начнет относиться к враждебному и злому миру с пренебрежением и озлоблением, проповедуя свою «истину», на которой основывается его надежда. Наш «ответ» на критику и нападки мира должен рождаться из благословения Господа Христа в наших сердцах («Господа Бога святите в сердцах ваших» (ст.15)). Истина, которую мы хотим воплощать, никого не подавляет, не унижает, не осуждает слишком сурово и не ставит ни на ком клейма «неисправимый».

         Христианская «истина» или доказательства нашего упования коренятся в Христовой любви. Всегда будут существовать те, кто «порицают  ваше доброе житие во Христе», но это не оправдывает нашей чрезмерной строгости и злобы. Наоборот, «ибо если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела нежели за злые». По-христиански обосновывать нашу надежду - означает верить в силу любви, милосердия и почтения: это значит быть терпеливым и уметь ожидать победу правды и справедливости, не пытаясь опрометчиво и любой ценой доказывать что-либо.

 

Утешитель

 

         Христианин, как и все остальные, вынужден жить в сложном мире, где господствуют соперничество и насилие. Каким образом верующий  христианин должен "воплотить" свою «надежду» в условиях мнимого отсутствия своего Учителя и Господа? Иисус обещает: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (ст.18.) «Он будет живым «присутствием» Иисуса, когда Иисуса не будет рядом», - сказал американский ученый Р. Э. Браун (R.E.Braun), - «Иисус присутствует в нас, будучи физически отдаленным». Поэтому Иисус никогда не оставит своих апостолов, Он будет во все времена поддерживать их дарами Святого Духа: «Он будет «Утешителем», ибо Он избавит христиан от печали, уныния, бессилия, от страха и злобы. Ученику Иисуса Он дает кротость и почтение, с помощью которых он будет преодолевать беспощадное и агрессивное соперничество мира, который «не может принять» Духа, поскольку не верует в Иисуса.               

         Дух Иисуса  - это также «Дух Истины». «Истина», или полное Божье откровение - это Иисус, и Его Дух руководит апостолами, чтобы они знали и любили своего Господа, вложив в их сердца все, чему их научил Иисус. Дух «пребывает с вами и в вас пребудет» (ст.17) - этими словами Иисус обещает постоянное, длительное присутствие Духа в христианах.

         Дух дает христианам способность соблюдать заповеди Иисуса и способность веровать, что Дух пребывает в Отце, и что они - христиане - пребывают в Духе, а Дух пребывает в них. Иисус говорит: «в тот день узнаете вы...» (ст.20). Речь идет о внутреннем, глубоком и подлинном «познании» тайны Иисуса Христа и истинного смысла христианской жизни. Христианам не следует искать иных «сведений», чтобы обосновать свою надежду, кроме тех, которые они  уже  получили силой воздействия Духа Истины.

         Дух дает христианам способность любить Иисуса и соблюдать Его заповеди. Далее Иисус говорит: «а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (ст.21). Иисус является тем, кто любит Его, и скрывается от тех, кто наблюдает Его только из праздного любопытства. Он - не какой-то драгоценный экзотический «предмет», служащий удовлетворению поверхностного банального любопытства. Только христианин, избравший Его, способен принять Его откровение, узнать Его. Только тот, кто любит Его, может обосновать и защитить христианскую надежду, коренящуюся в историческом факте земной жизни Иисуса.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More